В США опубликован доклад с шокирующими цифрами краж стройтехники и оборудования. Ущерб достигает $300 млн, и 80% украденного никогда не будет найдено
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
При нашей извечной российской традиции ругать власти и всех подряд порой кажется, что это только у нас возможны бесхозяйственность, воровство, бездейственность правоохранительных органов ?и т.д. и т.п. А вот «там, у них» царят закон и порядок. Позвольте вас разочаровать, господа.
В недавнем докладе Общенационального бюро страхования США приводятся шокирующие данные о числе краж в этой стране, в частности строительной техники и оборудования. И полиция может помочь далеко не всегда. Кстати, многие случаи воровства происходят в результате беспечности или скупости владельцев, не спешащих оснастить свои дорогостоящие строительные агрегаты доступными противоугонными средствами.
Семейный подряд
Осенью прошлого года сотрудники ФБР и полицейские провели совместное расследование, закончившееся арестом членов преступной группировки, промышлявшей кражами строительной техники и оборудования. Во главе банды, несколько лет безнаказанно грабившей стройплощадки и дилерские склады ряда штатов, стояли отец и сын Элперсы — Томас и Эндрю (на фото), успевшие за время своей «плодотворной деятельности» наворовать и вывезти техники на сумму более полутора миллионов долларов.
Во время обыска территории, принадлежащей преступникам, представители правоохранительных органов обнаружили там экскаваторы, погрузчики, тракторы, грузовики, внедорожники, фургоны, гидравлическое оборудование и различные запчасти. Сейчас технику пытаются вернуть законным владельцам, а членам оборотистой семейки предъявлено обвинение в кражах со взломом в особо крупных размерах.
Томас и Эндрю Элперсы
Статистика, поражающая воображение
Думаете, это — исключительный случай? Ничуть: факты говорят о другом. Согласно опубликованному два месяца назад докладу Общенационального бюро страхования, представившему данные за 2013 год, в США за указанный период было украдено около 12 тыс. единиц строительной и другой тяжелой техники, а также стройоборудования на — ни много ни мало — $300 млн. По другим данным, сумма ущерба может быть гораздо больше — до $1 млрд!
Так что дело семейки Элперс — просто капля в море воровского бизнеса на стройтехнике. Если тот случай и можно назвать нетипичным, то только потому, что и преступников, и украденное сумели обнаружить. В общенациональном масштабе удается найти и вернуть владельцам лишь около 20% похищенной стройтехники. По данным все того же доклада, большинство случаев воровства происходило в весенне-летние месяцы, что неудивительно, поскольку на это время приходится наиболее высокая активность в строительстве. А самым «урожайным» на кражи месяцем стал август, в течение которого их по стране было зафиксировано более 1300.
Воровская активность на американских стройплощадках распределяется, естественно, неравномерно. Среди десяти штатов, в которых зафиксировано наибольшее число краж, лидирует, причем со значительным отрывом, Техас, на который за год пришлось почти 1,5 тысячи криминальных эпизодов. Следом за ним идут Северная Каролина — 913 краж, Флорида — 892 и Калифорния — 734. Замыкает «десятку» штат Арканзас со «скромной» цифрой в 358 краж.
Так выглядел ангар, в котором отец и сын Элперсы хранили ворованную стройтехнику
Наиболее опасным для стройтехники городом признан город Хьюстон (Техас), где за год было совершено 199 краж, на втором месте Оклахома-Сити — 111 случаев, затем идут Сан-Антонио — 82 и Майами — 77. Причем, как показывает статистика, чаще всего машины и оборудование пропадают не со складов, а прямо со стройплощадок.
Что попало не берут
Какая стройтехника пользуется у воров наибольшей популярностью? Как и можно было логически предположить, во главу угла ставится соотношение: «цена —?размер (вес) — спрос». Поэтому неудивительно, что самым вожделенным предметом для воров являются мини-погрузчики: они сравнительно «невелики ростом», есть на любой стройплощадке, к тому же их легко перепродать. Именно эти «малыши» и стали жертвами 1171 случая воровства, что составило 61% всех краж различных типов погрузчиков.
В целом среди тяжелой техники погрузчики любого вида пользовались у воров неизменной популярностью: за год их украдено более 1900. Тракторы всех категорий также входят в число «любимцев» преступников: их стащили 1362 штуки. Не гнушались воры и экскаваторами: таких краж зафиксировано 326, а вот бульдозеры, видимо, оказались многим преступникам «не по зубам»: этих машин со стройплощадок и складов исчезло «всего» 149.
Интересно, что воры проявляют разборчивость и по части брендов и компаний-производителей. Так, на первом месте по числу украденных агрегатов оказалась компания John Deere (2445 единиц похищенного), на втором месте — Kubota (1025 единиц), за нею следуют Bobcat (721) и Caterpillar (679). При этом преступники явно предпочитали самые последние модели: машины, выпущенные в 2013 году (к которому и относится статистика), воровали чаще других: всего их украдено более 1800.
Кто виноват и что делать
Возникают вопросы, можно ли было предотвратить эти кражи и какие средства для этого существуют. Авторы опубликованного доклада с невеселыми цифрами напоминают владельцам строительной техники, что любые строительные машины и оборудование необходимо зарегистрировать с серийными номерами в Национальном реестре оборудования. Также следует вести строгий учет приобретенных механизмов: всегда иметь под рукой их список с серийными номерами. Кроме того, можно использовать технологию телематики, позволяющую проследить местонахождение любого предмета стройтехники. Все это поможет полиции быстрее обнаружить и украденное добро, и самих преступников.
В последнее время появляются все новые современные противоугонные средства, разрабатываемые отделами информационных технологий компаний — производителей строительной техники. Так, уже упоминавшаяся John Deere, например, начинает оснащать свои машины «бесключевой системой зажигания», где роль привычного ключа зажигания выполняет кнопка, перед нажатием которой оператор должен ввести определенный PIN-код, иначе завести машину не удастся. Интересно, что при транспортировке машины с одного строительного объекта на другой действует иной PIN-код, не позволяющий оператору, сидящему в водительском кресле, использовать, например, экскаватор в личных целях — скажем, для того чтобы вырыть котлован для подвала или частного бассейна. Такие случаи бывали, и компания старается с ними бороться, считая их тоже своего рода воровством.
А вот компания Caterpillar, чья продукция также популярна у воров, пытается решить проблему противоугонной безопасности несколько по-иному: оснащая свои машины запрограммированными ключами по принципу современных дверных замков в гостиничных номерах. Система безопасности интегрирована в электрическую систему машины.
Еще один вариант безопасности — применение GPS, которая позволяет машине завестись и двигаться в определенном радиусе. При выезде за границы данного радиуса система сначала предупреждает оператора об этом, а если он не возвращается в нужные пределы, включается сигнал тревоги. Компании-производители предлагают и ряд других средств противоугонной безопасности.
При таком богатом выборе видов защиты строительной техники остается только удивляться количеству ее краж. Возможно, это объясняется тем фактом, что большая часть стройтехники застрахована — так что основной ущерб от ее пропажи ложится на страховые компании.
Ирина ТОЛСТИКОВА
По материалам зарубежной печати
Фото rbc.ru, tristatehomepage.com