Сейчас в профессиональной среде много говорится о том, что давно пора разобраться с ценообразованием в дорожном строительстве. Пора разобраться с ценами на асфальтирование и ценообразованием в дорожном строительстве в целом, появлением новых строительных машин, материалов и технологий. Для решения проблемы требуется актуализация сметных нормативов, учитывающих внедрение инновационных технологий и материалов.
Три причины технологического отставания
Чтобы создать устойчивую и эффективную систему ценообразования в дорожной отрасли, повысить эффективность использования финансовых ресурсов, необходимо серьезное усовершенствование действующей сметно-нормативной базы, предназначенной для планирования и финансирования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог.
Одна из базовых функций заказчика — обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке. Правильно подобранные проектные решения позволяют организовывать работы по проведению реконструкции, строительства, капитального ремонта объектов дорожной отрасли с высоким экономическим эффектом — как для государства, так и для бизнеса. На сегодня качество, сроки разработки проектов, процент применяемых в них инновационных технологий, материалов и конструкций, не отвечает современным требованиям. Почему так происходит?
Специалисты называют три главных причины. Это крайне конкурентный рынок в сфере проектирования, нехватка квалифицированных специалистов и низкое качество материально-технической базы, используемой проектными организациями.
Смотря, как посчитать…
Согласно методике определения стоимости строительной продукции МДС81-35.2004, стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе справочников базовых цен. Чтобы определить стоимость разработки проектной документации при строительстве автомобильных дорог, строители применяют справочник базовых цен на проектные работы для строительства автомобильных дорог, так называемый СБЦ, разработанный в 2007 году. Состав разделов проектной документации и их содержание регламентирует постановление №87, в которое с момента его утверждения в 2008 году по настоящее время, было внесено 11 изменений — без дополнения СБЦ недостающими расценками. Эти изменения, безусловно, улучшили положение дел, но для полного решения проблемы их явно недостаточно.
Расскажем о некоторых из этих изменений.
Например, в 2012 году постановлением №788 в раздел «Пояснительная записка» проектной документации на линейные объекты капитального строительства была внесена разработка проектов планировки и межевания территорий. Затем в 2016 году постановлением 29 в раздел «Технологические и конструктивные решения линейного объекта» был добавлен новый пункт о разработке решений при реализации транспортной безопасности. А уже в 2018 году постановлением 257 стало предусмотрено выполнение комплекса работ по подготовке территории строительства.
Инвентаризация видов работ и затрат в области проектирования указала на необходимость актуализации и разработки более 100 наименований сметных нормативов. Как результат – проектные организации несут убытки, что приводит к срыву сроков и снижению качества проектно-изыскательских работ.
Парадокс: у «Росавтодора» нет механизма бюджетного финансирования новых сметных нормативов
Новой редакцией Порядка утверждения сметных нормативов предусмотрено планирование разработки и актуализации сметных норм, методик и нормативов проектно изыскательских работ (ПИР).
Согласно Порядку, ежегодно Главгосэкспертиза формирует план утверждения (актуализаций и пересмотров) сметных нормативов на основании предложений инициаторов ФОИВ, ОИВ, субъектов РФ, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Финансирование работ по разработке (актуализации) сметных норм и нормативов ПИР осуществляется их инициаторами.
Тем, кто занялся такой нормативной работой, необходимо помнить, что все предложения по разработке сметных нормативов необходимо направлять в Минстрой РФ с обязательным приложением технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость актуализации или пересмотра сметного норматива. В случае, когда финансирование разработки предлагаемого сметного норматива будет осуществляться за счет средств бюджета РФ, их инициаторам в обязательном порядке необходимо дополнительно представить информацию о наличии исходных данных (технологические карты, проекты, производства работ ) и контактные данные представителей инициатора — для организации проведения нормативных наблюдений на строительных площадках, в том числе для согласования и подписания актов хронометражных наблюдений, оперативного решения вопросов на месте.
Минстрой РФ осуществляет прием таких предложений в срок до 1.09 каждого года предшествующего году утверждения сметных нормативов.
Как показала практика последних двух лет, шансы на включение заявленных предложений значительно выше у компаний, располагающих необходимыми финансовыми средствами для беспрепятственной подготовки предложений и разработки сметных нормативов в полном объеме. А также у компаний имеющих широкий штат квалифицированных специалистов, решающих вопросы в области ценообразования и сметного нормирования.
Хотя схема работы с Минстроем по актуализации сметных нормативов появилась, к сожалению, следует констатировать, что работа в этом направлении пока идет очень вяло. Шансы дорожных компаний на включение их предложений в «актуализационный» перечень очень невелики. Так, в текущим году в план актуализации и пересмотра сметных нормативов, утвержденный приказом №256 Минстроя РФ, было включено лишь 35 предложений от ФДА «Росавтодор» при заявленных 64.
Куда более удручающая ситуация сложилась в 2018 года, тогда было включено лишь 19 предложений из 234 заявленных. Так, главная проблема заключается в парадоксальной и даже абсурдной ситуации. ФДА «Росавтодор» не имеет механизма бюджетного финансирования по разработке сметных нормативов, несмотря на то, что именно ФДА «Росавтодор» и его подведомственные учреждения организовывают проектирование объектов и их реализацию.
Что же делать?
Важным шагом, частично решающим данную проблему, является внесение изменений в положение о ФДА «Росавтодор» в части наделения ведомства полномочиями в сфере отраслевого ценообразования и сметного нормирования. Разумеется, при сохранении за Минстроем РФ роли общего координатора процесса разработки и держателя перечня сметных нормативов.
По результатам совещания, прошедшего в департаменте правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса РФ, Росавтодор откорректировал проект постановления правительства РФ, предусматривающий внесение изменений в положение о ФДА «Росавтодор», и в мае этого года направил его на согласование в Минстрой и Минфин РФ. Но по состоянию на сентябрь, решения пока нет. Как отметил руководитель ФКУ «Центрдорразвития». Олег Ширлин, это процесс не быстрый. В настоящий момент данное предложение еще проходит согласование.
В случаи принятия положительного решения, ФДА «Росавтодор» планирует возложить функции заказчика по разработке сметных нормативов на созданное в 2018 году ФКУ «Центрдорразвития». Это позволит ведомству ускорить темпы разработки (актуализации) необходимых для дорожной отрасли сметных нормативов и осуществлять мероприятия, необходимые для дополнения сметно-нормативной базы сметными нормативами, востребованными в дорожной отрасли.
Росавтодор сможет:
— осуществлять рассмотрение проектов сметных нормативов, включенных в план утверждения (актуализаций, пересмотра) сметных нормативов и финансируемых из средств ФАУ «Главгосэкспертиза России», с подготовкой предложений и замечаний для их учета.
— проводить анализ существующих нормативов на предмет необходимости замены устаревших машин и механизмов, при этом необходимо учитывать норматив работы машины на единицу времени и стоимости эксплуатации машины.
— проводить анализ строительных материалов, учтенных в сметных нормативах на предмет замены их на более современные, параметры которых будут соответствовать техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» и действующим техническим нормативам (ГОСТам, СТО,ТУ,ПНСТ).
— ведомство сможет осуществлять взаимодействия с отраслевыми производителями в части сопровождения обращений по включению в перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов и по включению производимых ими материалов в классификатор строительных ресурсов.
На переходном этапе можно создать внебюджетный фонд
Для эффективного ценообразования будет необходимо осуществлять взаимодействие с подведомственными ФДА «Росавтодор» учреждениями для получения данных о стоимости приобретения ценообразующих строительных ресурсов дорожной отрасли, в целях дальнейшего сопоставления с ценами аналогичных ресурсов, имеющихся в сметно-нормативной базе.
Необходимо также осуществление сбора и анализа отраслевой проектно-сметной и исполнительной документации с целью обобщения информации и формирования базы проектов повторного применения в сфере дорожного хозяйства.
Можно смело рассчитывать, что реализация перечисленных мероприятий позволит своевременно обеспечить специалистов дорожной отрасли необходимыми им сметными нормативами для достоверного определения сметной стоимости объектов дорожного хозяйства в условиях перехода к ресурсному методу ценообразования.
До момента наделения ФДА «Росавтодор» полномочиями по разработке сметных нормативов в сфере дорожного хозяйства, дополнительным инструментом в решении вопроса финансирования может стать формирование внебюджетного фонда. В данном случаи создание такого фонда возможно на базе имеющихся отраслевых ассоциаций, например «РОДОСа». Это должно позволить ускорить актуализацию сметных нормативов на ПИР, что очевидно, в интересах самих проектных организаций.
Станислав ДОНИН