Доля людей в возрасте от 18 до 25 лет в спросе на новостройки увеличилась на 10% за последние 12 месяцев. На сегодняшний день порядка 3,4 миллиона человек в возрасте от 18 до 25 лет либо проживают с родителями и планируют приобрести собственную квартиру, уже живут в собственном жилье или арендуют квартиры. К таким выводам пришли аналитики федеральной компании Талан.
Вместе с тем молодежная аудитория имеет огромный потенциал. Почти половина лиц в возрасте от 18 до 24 лет уже приняли решение взять квартиру в ипотеку или задумывались об этом. Стоит отметить, что в настоящее время в 18-25 лет молодежь рассматривает в качестве покупки только городскую недвижимость, а доля таких покупателей выросла до 2 % от общего спроса. В то время как на покупателей в возрасте 26-39 лет уже приходится 43% городской недвижимости, 43% загородной и порядка 33% жилой недвижимости в курортных зонах.
Ежегодно нехватка мест в общежитиях составляет порядка 20%, при этом затраты на аренду квартиры за 4-6 лет сопоставимы с приобретением малогабаритного жилья. В этой связи молодежь предпочитает приобретать студии и квартиры преимущественно в новостройках площадью от 16 до 27 кв.м. При этом спрос имеет ярко выраженный сезонный характер – пик востребованности «студенческих квартир» приходится на летний период между двумя учебными годами.
Уже сейчас очевидно, что недвижимость для студентов — достаточно большая рыночная ниша с точки зрения объема спроса и поэтому предложение здесь будет со временем диверсифицироваться. По оценкам аналитиков Талана в России могут получить широкое распространение следующие форматы жилья:
− «доходные дома» – многоквартирные жилые дома, построенные специально для сдачи квартир в аренду. Это, по сути, является альтернативой традиционной аренде квартир. К преимуществам доходных домов можно отнести наличие клининга и невысокую стоимость аренды. Данный формат начал уже активно развиваться государственной корпорацией ДОМ.РФ. − «коливинги» – это достаточно большие апартаменты гостиничного типа с отдельными комнатами для каждого жильца и общими пространствами, которые состоят из кухни, столовой, рабочей зоны, а также зоны отдыха. Людей живущих в коливинге, как правило, объединяет не только пребывание в одном пространстве, но и общие интересы и ценности, а также достаточно часто – сфера деятельности. На сегодняшний день проекты коливингов уже существуют в г. Санкт-Петербурге (Early Birds) и Москве (Colivium); − дома в студенческих городках – представляют собой отдельно стоящие дома, сдаваемые группам студентов в аренду по более высокой цене по сравнению с традиционный общежитием. Одним из главных преимуществ такого формата является близкое расположение к университету и более высокий уровень комфорта проживания.