Энергоэффективность в строительстве: конфликт интересов плюс халатность чиновников

Государство самоустранилось от благородной затеи, с которой оно выступило шесть лет назад. И это привело к очень плачевным результатам

Признаюсь, с очень большой неохотой я шел в НОСТРОЙ на круглый стол по энергосбережению и повышению энергоэффективности. С момента принятия федерального закона №261 «Об энергосбережении…» прошло уже шесть лет. И за эти годы, поверьте, я столько раз уже бывал на разных форумах, конференциях, круглых столах, семинарах, посвященных этой важной теме, что мне это порядком поднадоело. Это тот самый случай, когда на протяжении многих лет идет переливание из пустого в порожнее. Увы, так было и на сей раз.

 

Разговоров уйма, а толку — ноль

Видимо, мало пользы видят в подобных разговорах и сами организаторы круглого стола, ибо ни президент НОСТРОЙ Николай Кутьин, ни вице-президент Виктор Опекунов на мероприятии не присутствовали. Хотя их имена и значились в списке участников.

Как объяснил вице-президент НОСТРОЙ Николай Маркин, «поневоле ставший модератором круглого стола», они не смогли присутствовать на круглом столе «в силу обстоятельств». И Маркин восседал в президиуме одиноким зубом, в ровном, словно челюсть, ряду пустых кресел (см. фото).

Грубо проигнорировали это мероприятие представители Минстроя, Главгосэкспертизы, Ростехнадзора. Видимо, у них нашлись куда более важные государственные дела.

И один из участников по поводу темы круглого стола и отсутствия на нем вышеназванных мужей вынужден был даже поерничать:

— Я рад, что мы в очередной раз сами себя убедим в том, что энергосбережение и повышение энергоэффективности — это важно и нужно, — завил он и добавил: — Надеюсь, резолюцию, которую мы составим по итогам обсуждения, хоть кто-то увидит…

Да, господа, разговоров на тему энергосбережения уйма, а толку — ноль. Система экономии энергоресурсов в стране как не работала, так и не работает. Несмотря на все законы, приказы и поручения, в том числе и президентские. А неисполнение законов и поручений приводит не только к полной дискредитации государственной власти и самой проблемы энергосбережения, но и к колоссальным потерям федерального и региональных бюджетов.

Неисполнение законов, казалось бы, должно строго наказываться, но никто из ответственных лиц до сей поры не понес за это никакого наказания. И, видимо, уже не понесет, несмотря на то, что программа энергосбережения в стране сорвана. Это надо честно признать.

Нынешний рынок энергосберегающих и энергоэффективных технологий и оборудования развит очень слабо и более похож  на  «дикий  рынок»,  где  честная  конкуренция заменяется явным лоббированием интересов отдельных фирм-производителей. Эксперты едины в одном: какой-либо государственной политики и идеологии в этой сфере так до сих пор и нет. Наблюдаются лишь разрозненные попытки отдельных компаний или регионов перейти к энергосбережению.

 

Кто виноват в срыве программы

Причины неудачи в области энергосбережения, и прежде всего в жилищном строительстве, известны. Они, эти причины, уже давно навязли у всех в зубах.

По мнению заместителя руководителя аппарата Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) Галины Донских, основная причина в том, что сегодня отсутствует государственный орган, который бы нес прямую ответственность за формирование и результаты осуществления политики энергосбережения.

— А как же Минстрой России, — спросите вы. — Разве не это ведомство несет всю полноту ответственности за реализацию данной программы?

Напомним, что распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. №1830-р был утвержден «План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закона «Об энергосбережении»).

По мнению участников круглого стола, именно Минстрой виновен в том, что этот хваленый план существует лишь на бумаге, а многие его пункты так и остались нереализованными.

Скажем, до сих пор отсутствует порядок установления класса энергетической эффективности многоквартирного дома, вводимого в эксплуатацию.

Не утверждена единая, официально признанная методика проведения натурных испытаний вводимых в эксплуатацию зданий при определении их соответствия требованиям энергетической эффективности и при установлении класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

Мало того, никто до сих пор толком не знает, какими должны быть эти требования, как и базовые показатели при определении класса энергоэффективности многоквартирного дома.

Не утверждены базовые цифры показателей энергоэффективности, без которых невозможно устанавливать требования к зданиям.

А ведь сколько слов было сказано на эту тему за шесть лет, прошедших со дня принятия закона «Об энергосбережении»… Эх, эту бы энергию да в нужное русло!

Тем не менее, несмотря на все разговоры, так до сих пор и не налажен инструментальный контроль строящегося объекта на соответствие требованиям энергетической эффективности. В том числе контроль качества используемых в строительстве материалов и оборудования на протяжении всего строительного цикла.

         

Кто во что горазд

Энергоэффективные технологии могли бы с успехом применяться при капитальном ремонте многоквартирных домов. Но ведь не применяются! Более того, сегодня никто не может четко и ясно сказать, какая энергоэффективность должна быть достигнута в результате того или иного капремонта. Оказывается, до сих пор нет базовых показателей, и каждый действует наобум, на свой страх и риск. Неудивительно, что в некоторых домах после капремонта становится куда холоднее, чем было до него…            

Или вот еще один пример. В законе «Об энергосбережении» есть пункт, который прямо указывает, что если здания не соответствуют требованиям энергоэффективности, то их нельзя ввести в эксплуатацию. Закон это прямо запрещает. Но об этом, увы, мало кто помнит и знает. По крайней мере, органы стройнадзора об этом совершенно запамятовали.

Не секрет, что многие жилые дома, введенные в эксплуатацию в прошлом году, не отвечали требованиям энергоэффективности. Однако жилых домов, не принятых в эксплуатацию, в прошлом году практически не было. Этот парадокс объясняется очень просто. В погоне за рекордной статистикой объемов вводимого жилья закрывают глаза на нарушения….          

А нарушения в сфере энергосбережения встречаются сплошь и рядом, поэтому уповать на то, что Минстрой наведет здесь порядок, было бы наивно и неразумно. Вот участники круглого стола и потребовали в своей резолюции: «Обратиться к Председателю Правительства РФ и Председателю Счетной палаты РФ с просьбой обратить внимание на систематическое неисполнение Минстроем России поручений Правительства РФ по выполнению «Плана мероприятий…».

А при чем тут Счетная палата? – опять же спросите вы.

Как это при чем? Какие-никакие, но деньги-то из бюджетов — и федерального, и региональных — на реализацию программы выделялись, но где результат? Ни результата, ни денег, «ни посадок» (как однажды выразился Президент Владимир Путин).

Беда в том, что сегодня никто не несет никакой ответственности за то, что объекты строительства не отвечают требованиям энергоэффективности: ни проектировщики, ни заказчики, ни подрядчики, ни эксплуатационники. Всем, грубо говоря, плевать на энергоэффективность с высокого этажа…

 

Что мешает плясать от печки

Еще одна причина срыва программы энергосбережения в том, что никто не заинтересован  в экономии энергоресурсов. Технологии по энергосбережению дороговаты, потребитель же ищет самые «дешевые метры», особенно сегодня, в кризис. А заказчики, стремясь потрафить потребителю и не вылететь с рынка, и строят в основном такие «дешевые метры».

Уповать же на государство не приходится, ибо оно полностью самоустранилось от той благородной затеи, с которой в свое время так помпезно выступило. Государство ни программу энергосбережения не финансирует, ни льготы не предоставляет тем, кто внедряет энергосберегающие технологии и материалы.

— Если государство ставит перед заказчиком задачу энергосбережения, то оно должно стимулировать использование технологий, которые могут снижать энергопотребление. Но ведь не стимулирует же! — посетовал заместитель директора ГУП «НИИМосстрой» Григорий Васильев.

Другая причина состоит в том, что энергоресурсы в нашей стране относительно дешевы по сравнению с остальным миром и их пока много. Поэтому сегодня никто не желает серьезно вкладываться в какие-то дорогие технологические решения для того, чтобы снизить энергопотребление.

В срыве программы виноваты и ресурсоснабжающие организации, которые совершенно не заинтересованы в экономии. Ими владеет «одна, но пламенная страсть»: как можно больше продать энергоресурсов. Любым способом. Экономический результат энергоснабжающих компаний практически полностью зависит от того, сколько продано энергоресурсов. Ну и о каком снижении расходов здесь может идти речь?

Кроме основополагающего закона «Об энергосбережении» существует масса других законов: о теплоснабжении, о водоснабжении, о газоснабжении, об электроснабжении… И эти законы, как отметил один из участников круглого стола, приняты опять же в пользу ресурсоснабжающих организаций и совершенно не учитывают интересы потребителей.

Реализации программы мешает и отсутствие единого методологического подхода к оценке мероприятий по энергоэффективности.

— В этой сфере полная сумятица и неразбериха, — отметил Васильев. — Каждый из производителей считает свою технологию наиболее энергоэффективной. В нашем институте мы проводим много различных испытаний технологий и материалов, в том числе и в сфере энергосбережения, и часто видим, что заявленные в сертификатах «хотелки» очень сильно отличаются от действительности.

Как отметили участники круглого стола, барьеров, стоящих на пути реализации законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в строительном комплексе и ЖКХ, очень много.

Это и недостаточная проработанность нормативно-правовой базы энергосбережения. Отсутствие систематизации разработки и корректировки ГОСТов, СНиПов и других  нормативных актов, призванных обеспечивать должный уровень энергоэффективных проектов. Это и слабость организации   учета и контроля расходования топливно-энергетических ресурсов. Это и сокращение масштабов НИОКР в сфере энергосбережения из-за острого недостатка финансовых средств. И многое-многое другое.

       

Не экономьте на «энергии заблуждения»!

И вот в НОСТРОЙ снова затеяли разговор об энергосбережении и повышении энергоэффективности. В надежде, что на грядущем Президиуме Госсовета по строительству с участием Президента страны этой программе будет дано «второе дыхание», она получит мощный толчок.

Конечно, замечательно, если эта тема будет поднята на Госсовете. Но серьезно верить, что из этого разговора об энергосбережении, пусть и на самых верхах, выйдет что-то путное, на наш взгляд, не очень-то и разумно.

Ибо если власти, ресурсоснабжающие и эксплуатирующие организации, застройщики не занимались вопросами энергосбережения в «тучные» годы, то было бы очень наивно полагать, что они займутся этим сейчас. Когда в стране свирепствует кризис, а предприятия и организации испытывают недостаток капитала, особенно оборотных средств. Когда ставки по банковским кредитам зашкаливают. Когда рынок просто-таки «колбасит» от неплатежей за использованную энергию. Когда весь мир отказывается от покупки российских энергоресурсов.

А пока процесс пошел по очередному кругу. 26 октября 2015 года  Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал Минстрою России очередное поручение: разработать «дорожную карту», направленную на снятие всяческих барьеров на пути повышения энергетической эффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооружений.

Как сообщил руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Алексей Туликов, этот документ будет принят не ранее, чем в конце 2016 года, а реализовываться начнет лишь в 2017—2018 годах.

В Минстрое сформирована рабочая группа по разработке этого документа, куда в частности вошли представители НОСТРОЙ, НОПРИЗ, НОЭ, РАЭСКО, Росизол, НИИМосстрой и др.

Поручение дано. Будет ли оно выполнено — большой вопрос. Ведь за его выполнение вновь отвечает Минстрой.

Лев Николаевич Толстой писал: «Чтобы … исполнять свою земную обязанность, недостает толчка веры в себя, в важность дела, недостает энергии заблуждения…».

Думается, вот этой самой «энергии заблуждения» и недостает всем ответственным за реализацию программы энергосбережения и повышения энергоэффективности.

А отсюда и плачевные результаты.

Геннадий ЛЮЛЬКИН

Фото nostroy.ru, nnm.me 

Подробнее