Эволюция машин: тяжелая техника будущего сможет поправлять оператора, а то и вовсе обойдется без него

-…До чего же техника дошла! – крутилась в голове фраза из культового мультика «Каникулы в Простоквашино», когда мы с коллегами-журналистами наблюдали, как филигранно громадина-экскаватор забрасывает мяч в корзину. Массивный ковш плавно подхватывал деликатный груз и аккуратно помещал в стоящую тут же емкость, ни на сантиметр не ошибившись.

На финале IX Национального чемпионата WorldSkills Russia-2021 в интерактивной зоне Try-a-Skills возле стенда компании Volvo попробовать проделать этот трюк мог практически каждый – естественно, под руководством опытного куратора.

Экскаватор-виртуоз показал класс

…И надо сказать, кабина тяжелой машины не пустовала. Гости Национального Чемпионата быстро осваивались в операторском кресле, уверенно двигали рычаги. Абсолютное большинство без труда попадало мячом в цель (то есть, корзину).

— Машина, которую вы видите на нашем стенде – обыкновенная рядовая модель, но в этом и прелесть, — поведал нам менеджер по работе с дилерами Volvo CE в России и СНГ Александр Бедов. – Самые обычные экскаваторы  Volvo с классической гидравликой могут без труда делать подобные операции. На такой технике подобная точная работа доступна практически каждому.

 На площадке Try-a-Skills попробовать забросить мяч в корзину мог каждый

 

В будущем тяжелая техника компании будет «уметь» еще больше. Сейчас здесь работают над тем, чтобы создать своеобразного цифрового помощника оператора – co-pilot.

— Недалек тот день, когда машина сама будет подсказывать, как правильно вырыть, например, траншею. Поправит оператора, если тот делает что-то не так. И даже блокировать какие-то решения оператора, если они ошибочны, — знакомит нас с ближайшими перспективами тяжелой техники Александр Бедов.

На повестке дня — проактивный подход к машине: то есть, специалист мониторит машину удаленно, онлайн, сообщая клиенту или оператору о возможных неисправностях. Это помогает клиенту более грамотно использовать машину и планировать ее ремонт.

Электрические машины и комбинированные двигатели – это уже сегодня

Технический прогресс, и правда, идет семимильными шагами. Еще вчера профессия, к примеру, экскаваторщика или бульдозериста считалась непрестижной и низкоквалифицированной, а сегодня, чтобы сесть за руль современной тяжелой машины, нужно, как минимум, иметь крепкий диплом о средне-техническом образовании, осваивать цифровые технологии, разбираться в автоматике и гидравлике. Не зря компетенцию «обслуживание тяжелой техники» на нынешнем Нацфинале WorldSkills Russia в Уфе представляли молодые специалисты, знания которых приближаются к институтским.

 Компания Volvo CE стала платиновым партнером финала IX Национального Чемпионата WorldSkills. Рабочий момент на площадке в компетенции «Обслуживание тяжелой техники» — конкурсант устраняет неисправности двигателя

— Говоря о мире, в котором мы хотим жить, стоит уделить внимание тем технологиям, которые мы уже сегодня начинаем использовать, и тем, что будут доступны уже в ближайшем будущем, — рассказал на конференции «Эволюция технологий и машин будущего. Специалисты будущего» Александр Бедов. — Одно из главных направлений сегодня – это создание машин, которые работают на электрических батареях. Это касается, в первую очередь, крупной техники, которая имеет малый цикл и требует быстрого заряда. Еще одна разработка – машины, которые смогут получать питание от контактной сети, например, большие карьерные экскаваторы.

Речь, естественно, о технике, которая будет более эффективно расходовать энергию. Уже сегодня есть решения, позволяющие комбинировать электро- и гидравлические цилиндры, что дает возможность использовать энергию рекуперации.

Созданы гибридные машины, в которых установлены и двигатель внутреннего сгорания, и аккумуляторные батареи.

 Менеджер по работе с дилерами Volvo CE в России и СНГ Александр Бедов демонстрирует, как действует разработанный компанией Volvo Penta симулятор для парковки яхты в доках 

-…Немножко приоткрою завесу тайны, — поделился корпоративным секретом Александр Бедов. — В этом году мы привезли в Россию две электрических машины – это компактные погрузчики, работающие на аккумуляторных батареях. Планируются их испытания в реальных условиях на рабочих площадках наших клиентов. Одна машина будет поставлена в Северо-Западный Федеральный Округ, а другая пойдет либо на Урал, либо в Центральный ФО. И это уже сегодня! Это то, что мы уже можем предложить нашим клиентам.

Но и это еще не все. Сегодня идет активная работа по созданию водородного двигателя. Не так давно компания Volvo, совместно с Daimler Trusk создала совместное предприятие – на его базе будут разрабатываться топливные элементы на водородной основе. Уже сейчас там трудится около 300-т сотрудников.

А в новом лабораторном центре Volvo испытывают топливные водородные элементы, которые будут устанавливаться на всю технику компании – тяжелую дорожно-строительную, автобусы, грузовые автомобили.

О том, как утилизировать машину, нужно думать еще на этапе ее проектирования

Крупнейшие производители тяжелой техники сегодня считают логичным переход к экономике замкнутого цикла.

— Цели компании как были, так и остаются, — заметил на специализированной пресс-конференции региональный менеджер по послепродажному обслуживанию Volvo CE в России и СНГ Олег Шельдешов. — Это стопроцентно безопасные решения, стопроцентное использование возобновляемой энергии, повторная переработка материалов, которые мы применяем при производстве машин.

 На интерактивной площадке Try-a-Skills, где демонстрировались функциональные возможности тяжелой техники Volvo

А для этого, по мнению Олега Шельдешова, нужно начать с самого начала – этапа проектирования машины. То есть, конструктор должен понимать, что он не просто конструирует машину — он создает механизм, который после окончания срока службы можно будет разобрать на детали и пустить их в переработку. Соответственно, при разработке новых моделей загодя продумывается, какие материалы нужно применить, чтобы их потом удобнее было переработать.

— Ключевыми ценностями Volvo являются безопасность, благополучие и здоровье человека, — говорит руководитель отдела маркетинга  Volvo CE в России и СНГ Виктория Фомина. – Эти ценности и являются основой устойчивого развития компании. – Мы ответственно переходим к экономике замкнутого цикла. На производство техники мы смотрим в комплексе: от добычи сырья до конечной переработки. И так же ответственно берем на себя обязательства по минимизации вредных выбросов в атмосферу – причем на протяжении всей производственной и эксплуатационной цепочки, к 2040 году.

 Руководитель отдела маркетинга Volvo CE в России и странах СНГ Виктория Фомина рассказывает о возможностях и перспективах современных тяжелых машин

Как компания планирует к этому прийти? По словам Виктории Фоминой, здесь будут наращивать объемы выпуска электрической техники и к  2030 году изготавливать уже 35% таких машин от общего объема производства. Для тяжелых условий эксплуатации разрабатываются все новые модификации водородных двигателей – они будут широко применяться к 2030 году. Ежегодно будут снижаться и затраты электроэнергии —  примерно на 2%. А оставшиеся двигатели внутреннего сгорания предлагается переоборудовать под использование биотоплива.

Еще одна трендовая тема – автономный транспорт. О перспективах использования автономных машин (без оператора в кабине) подробно рассказал на пресс-конференции компании Volvo генеральный директор Volvo Penta в России Всеволод Гаврилов. Он углубился не столько даже в технические, сколько в философские вопросы – можно ли доверять автономной машине жизнь человека? Остановится ли, например, такой автомобиль на пешеходном переходе, который, в нарушение правил, перебегает ребенок или, не торопясь, минует старенькая бабушка? Как сделать технику более «человечной»? Запрограммировать в ней нештатные ситуации? Вопрос вопросов. И продвинутые производители думают над этим уже сейчас.

Елена МАЦЕЙКО

Подробнее