Государственная стройэкспертиза пытается шагать в ногу со временем. Как ей это удается, другой вопрос.
Государственная строительная экспертиза стоит на страже качества проектов и самого строительства. А потому по определению это институт консервативный, не подверженный быстрым изменениям. Однако сегодня перемены в экономике и, в частности, в стройиндустрии столь велики, что и Госстройэкспертиза, дабы шагать в ногу со временем, тоже начинает серьезно реформироваться. Процесс непростой, в чем-то болезненный, но, как признают руководители экспертного сообщества, без него не обойтись.
Экспертиза открывается миру
Сегодня государственная строительная экспертиза представляет собой небольшой компактный институт численностью 5,5 тысячи человек на всю огромную страну. С 1 января 2017 года в некотором смысле начался новый этап работы этого органа — прием обращений в электронном виде. По словам начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игоря Манылова, для всего экспертного сообщества это был серьезный вызов, требующий большой перестройки его работы.
За 9 месяцев текущего года было принято 41 тысяча заявок в электронном формате, выдано 28 тысяч электронных заключений. За этот период благодаря экспертизе удалось сэкономить 341 млрд бюджетных средств. С одной стороны, результат положительный, но, как замечает руководитель ФАУ, он свидетельствует о большом числе некачественных проектов.
Одна из причин такого явления — отказ от практики предэкспертизы. Теперь все более ясно, что это ошибочное решение. Как и чрезмерная концентрация многих проектов на их финансовой стороне в ущерб качеству. Этот акцент, который делают многие проектировщики, вступает в противоречие с перспективным трендом экспертизы: оценивать документацию, исходя из применения в ней оптимальных решений.
По словам Игоря Манылова, цифровая экономика диктует свои методы работы. Но у нас зачастую на бумаге одно, а реальность немного другая. Настала пора активно сближать то и другое. Речь идет о консолидации проектной документации, использовании методов информационного моделирования при реализации проектов. Без этих и некоторых других инструментов двигаться дальше невозможно. В этой связи переход к оценке обоснованности инвестиций становится ключом к повышению эффективности использования капвложений.
А это невозможно без того, чтобы инвестиционный процесс не становился бы более открытым. Для экономики это безусловный плюс, а вот для экспертизы это новый вызов, так как она любит спокойствие, тишину, закрытость. Такой подход требует от нее внутренних преобразований. Но не всегда они успешны, подчас не хватает для них ни времени, ни компетенции.
Для повышения эффективности экспертиза нуждается в новой модели управления; если она не перестроится, то окажется под ударом всего строительного сообщества. Но при этом нельзя разрушать сам институт, нужно всячески оберегать экспертов от склонения их к неадекватным решениям, делает вывод Игорь Манылов.
Новые тренды
Сегодня перед всеми стоит задача повышения качества проектов, указывает Михаил Посохин, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков. Вопрос очень острый, учитывая, что доля отрицательных заключений составляет 20–22 %. И даже если заключение положительное, это далеко не всегда означает, что проект хороший. Размеры затрат в среднем завышаются на 3–5 %.
Ситуация сложная, у СРО не хватает сил для контроля за проектировщиками и строителями, и экспертиза в этих условиях становится одним из основных инструментов оценки качества их работы.
Сегодня идут активные изменения, как институционные, так и законодательные, в строительной сфере во всем мире. Новые нормы являются более понятными и прозрачными, считает директор ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» Дмитрий Михеев. Создается федеральный реестр нормативных документов в стройиндустрии. Стоит задача исключить противоречия и дублирования в этой сфере. Для этого специальные экспертные советы анализируют нормативную базу. Но это следует делать с учетом мировых трендов, иначе мы серьезно отстанем от остального мира.
В чем заключаются основные тренды? Это создание устойчивого строительного процесса, который включает технологические, экономические и социальные аспекты. Это использование технологий для появления «умного» города, это BIM-моделирование, это обслуживание зданий в течение всего жизненного цикла с оптимальным перечнем работ и услуг.
На пороге новой эпохи
Государственная строительная экспертиза не может не учитывать новых тенденций, прежде всего появление цифровой экономики, переход на платформу цифрового правительства, считает Вадим Андропов, первый заместитель председателя ФАУ «Главгосэкспертиза России». Если еще недавно внедрение электронного документооборота являлось серьезным шагом вперед, то теперь речь уже идет о работе с большим массивом данных.
Следующий этап — это умное правительство, основанное на автоматизированных системах как базовых элементах искусственного интеллекта. Для них характерно быстрое принятие решений. Госэкспертиза не может оставаться в стороне от этих процессов, она должна подстраиваться под них. Реально для нее такой переход может происходить в три этапа.
Первый этап — полный переход на электронный документооборот. Второй этап — создание экосистем, третий — формирование единого информационного пространства, позволяющего производить оценку эффективности капвложений любого проекта в любой точке. Это возможно только на основе информационных моделей. Это дело будущего, но, подчеркивает Вадим Андропов, готовиться надо уже сейчас, иначе отстанем.
Сегодня госэкспертиза выходит на второй этап, когда происходит структурирование и консолидация информационных потоков в электронном виде. Проблема в том, что в разных регионах существует разный уровень информатизации. Без его выравнивания продвигаться вперед будет трудно. Но если этот вопрос будет решен, это позволит госэкспертизе существенно нарастить свои мощности, выдавать от 50 до 60 тысяч заключений ежегодно.
У строительной отрасли большой ресурс для развития, причем это относится не только к России, но и к миру в целом. Если в последнее время в промышленности ежегодно отмечался рост производительности труда в среднем на 3,3 %, то в строительстве — только на 1 %. То есть резервы тут большие, перед отраслью стоит задача реализовать этот потенциал. И госэкспертиза способна внести в решение этой задачи существенный вклад.
Владимир ГУРВИЧ