…Применение дронов в строительстве – вопрос уже не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Эти аппараты позволяют резко снизить количество ошибок при возведении зданий, сэкономить человеческие и технические ресурсы, принося в долгосрочной перспективе солидную выгоду. В сфере автоматизации тяжелых строительных работ, дроны практически незаменимы. «Строительство.RU» решило узнать, как обстоят дела с использованием дронов на российской стройке, и каковы перспективы российского «дроностроения».
Бюджетный сканер пространства
— В строительстве просто необходимо применение передовых знаний и технологий для обеспечения максимального качества работ, их безопасности и комфорта. Поэтому большим прорывом в строительстве стало использование дронов — беспилотных летательных аппаратов, — считает инженер-конструктор АО «Моспромпроект» Диана Фомченкова.
Правда, по мнению эксперта, на российском рынке в большинстве преобладают БПЛА военной направленности. В сфере же коммерческих и потребительских дронов, в основном, представлены импортные аппараты, приобретаемые в индивидуальном порядке, поэтому на наших строительных площадках очень редко можно наблюдать работу дрона.
— Число задействованных в строительстве дронов чрезвычайно мало в России, и сосредоточено, в основном, в крупных городах и на больших дорогостоящих объектах, — говорит Диана Фомченкова. — Ведь стоимость аппаратов довольно высока, кроме того требуется квалифицированный персонал для работы с ними.
Между тем, применение дронов в строительстве дает весомые результаты.
— Дроны стали настоящим источником аналитики для строителей, — считает Региональный директор TraceAir Артур Хасиятуллин. — На масштабных и сложных строительных проектах дроны помогают выявить строительные ошибки и объем завышенных работ, контролировать сдачу объектов в срок и повышать эффективность коммуникации между всеми участниками строительства. Например, участок дороги протяженностью 7 км можно снять за один полет дрона. Традиционным “полевым” способом на идентичную задачу геодезист может потратить до 5 дней.
В принципе, дрон остается самым бюджетным сканером пространства. Специализированные ПО преобразуют 3D-снимки с дрона в трехмерные модели протяженных объектов, накладывают на карту проектную документацию, предоставляют все количественные данные по каждому из строительных этапов удаленно и в режиме реального времени.
— Благодаря подобной автоматизации мы, например, сэкономили металлургической компании 26 рабочих дней в год только на оценке прогресса по насыпи грунта на стройплощадке, — акцентирует Артур Хасиятуллин.
По словам эксперта, при строительстве Амурского ГХК с помощью технологии аэромониторинга дроны сэкономили 180 млн рублей на этапе проектирования земляного полотна.
Вместе с тем, точных цифр по использованию дронов в строительстве нет. Причина здесь в том, что ряд компаний пользуется услугами аэромониторинга, которые предоставляют подрядные организации, а объем работ и упоминание о сотрудничестве часто находятся под NDA — договором о неразглашении.
Многие строительные и промышленные компании покупают беспилотники самостоятельно — для геодезистов или маркшейдеров, которые периодически их используют на этапе земляных работ.
Производство с нуля
— Производством дронов уже давно заинтересовались различные российские компании, но на данный момент не так много компаний достигло ощутимых результатов: чаще всего это лишь небольшие, хотя и перспективные, стартапы, имеющие только бизнес-планы или, максимум, опытные образцы, — объяснила Диана Фомченкова.
Но есть и действительно выдающиеся лидеры на российском рынке.
— Таковыми можно назвать компании «ZALA AERO GROUP», с их линейкой беспилотников Zala, и ГК «Беспилотные системы» с компактными беспилотниками Supercam, — считает Диана Фомченкова. — Обе компании имеют центральные офисы в Ижевске. Также стоит отметить геодезический беспилотник «Геоскан 401» от компании «Геоскан» из Санкт-Петербурга. Еще можно упомянуть такие перспективные компании как «Аэроксо» (Москва) и «Коптер Экспресс Технологии» (Москва).
Пока же неоспоримым лидеров на рынке квадрокоптеров являются DJI (Китай) с их более чем 50-процентной экспансией на рынке беспилотников. Также немаловажную роль играют «Yuneec» (Китай) и их европейский конкурент компания «Parrot» (Франция).
К сожалению, у большинства российских компаний, занимающихся дронами, пока больше проблем, чем решений. Например, проблемы с зарубежными комплектующими: это уже традиционный дефицит электронных компонентов, увеличенные сроки поставки и дорогая логистика.
Также усложнился принцип покупки китайских дронов в коммерческих целях по той причине, что они относятся к товарам двойного назначения, а двойной импорт привел к росту цен.
Сделать все
Что касается функционала, то возможности применения дронов ограничены лишь фантазией и желаниями самого пользователя.
— …С их помощью можно выполнять 3D-модели местности, аэрографичекие съемки, осуществлять мониторинг с воздуха с целью обеспечения безопасности или наблюдения за темпами строительства, — объясняет Диана Фомченкова. — Беспилотники обладают не только способностью к точнейшей видео- и фотосъемке, но и возможностью анализировать запасы материала, что просто незаменимо для строительных объектов.
Современные аппараты включают в себя новейшие картографические, сканирующие и сенсорные технологии, осуществляют инспектирование в любых труднодоступных местах и в суровых условиях, как, например, на Крайнем Севере. Фиксирование появления трещин на конструкции или теплопотерь — всё это им под силу.
Безусловное преимущество у дронов и в сфере инспектирования высотных объектов/плотин/мостов/линий электропередач, обследования состояния кровли и остекления высотных зданий, мониторинга трубопроводов и дорожных развязок, и даже ветрогенераторов.
Существует масса модификаций беспилотников: от самых скоростных FPV- дронов со специальными «очками», на которые передается видеосигнал в режиме реального времени, до самых высокотехнологичных дронов для профессиональной киносъемки.
— Мы используем российские беспилотники для решения различных задач, — делится Артур Хасиятуллин. — Например, модель беспилотного самолета «Геоскан 201» применима на объектах свыше 2000 га, а также на протяженных объектах, на которых можно организовать безопасный взлет и посадку. Эксплуатация другой модели, более «камерной» — Gemini — оптимальна на объектах площадью до 400 га и в условиях, когда, например, лес или рельеф местности не позволяют организовать место для специальной площадки для взлета. Также, например, коптер Gemini хорошо себя зарекомендовал при работе в экстремально холодных условиях до -30 °С на объектах Крайнего Севера.
Запретительное развитие
— К сожалению, регламенты согласования полетов и получение разрешений на фото-видеосъемку с воздуха зачастую носят запретительный характер, — говорит Артур Хасиятуллин.
— Это серьезно замедляет темпы развития беспилотных технологий в строительстве, — считает Артур Хасиятуллин. — На любой тип воздушного судна (ВС), а к ним относятся и дроны, распространяется весь перечень ограничений, связанных с государственной тайной. Инструкция по этому поводу разработана еще в далекие 90-е годы. При ее написании никто не мог представить, что в будущем дроны будут эффективно применяться как в коммерческих, так и в промышленных целях. Поэтому, безусловно, необходимо обновление законодательной базы по использованию БПЛА в России. Если законодательная база будет обновлена с учетом новых реалий, развитие аэромониторинга в строительстве выйдет на новый уровень.
Еще одно препятствие — цена вопроса, особенно в условиях санкций и проблем с поставкой комплектующих. Так, за последний год дроны подорожали более чем на 30%, а в отдельных категориях цены увеличились в три раза. Повлияли на это и сокращение (а иногда и приостановка) поставок иностранных компаний и нужда в БПЛА на территории СВО.
Оно того стоит
Строительная отрасль не стоит на месте, и со временем технологии будут всё доступнее и дешевле. Как следствие, будет больше возможностей для реализации всё новых идей по использованию БПЛА. Но уже на данном этапе, можно смело сказать, что использование дронов на строительной площадке очень удобно и эффективно, и безусловно стоит потраченных на них денег.
— Современным застройщикам обязательно следует выделять финансирование на закупку качественной аппаратуры и подготовку специалистов для управления и обработки данных, — считает Диана Фомченкова. — Это позволит увеличить темпы и качество строительства по всей стране, а в дальнейшем, возможно еще больше расширить зоны применения дронов: например, задействовать их для проведения землеройных работ на ранних этапах строительства. Или «поручить» сканирование местности и передачу сигнала роботизированному оборудованию на земле, которое непосредственно будет выполнять работы. В любом случае, за этой технологией – будущее.
Подготовил Даниил МАЦЕЙКО