Экономический спад продолжает негативно сказываться на строительной отрасли. Но если для самих строителей меры господдержки нашлись, то производители строительных материалов по-прежнему не знают, чего ждать от антикризисной программы, о подготовке которой заявил 1 марта вице-премьер Марат Хуснуллин.
Впрочем, в конце мая стало известно о подготовленном Минпромторгом проекте постановления правительства. Цель документа — дать государству возможность через профильные министерства и региональные власти регулировать ценообразование производителей и поставщиков стройматериалов, металлопроката и сырья в рамках временных соглашений с ними. Проект является логичным продолжением заявлений, сделанных ранее вице-премьером Хуснуллиным и замглавы Минпромторга Виктором Евтуховым о неконтролируемом росте цен, создании искусственного дефицита и монополизации рынков крупными компаниями. В первую очередь речь шла о металле и цементе.
Цемент, несмотря на то, что его доля в стоимости квадратного метра объектов недвижимости составляет не более 5%, остается базовым стройматериалом. При этом его производство является капиталоемким, энергозатратным, инерционным. Ситуацию на российском рынке цемента мы попросили проанализировать руководителя Центра исследования конкурентной политики и экономики Сибирского института управления (филиала РАНХиГС при Президенте РФ), доктора экономических наук Ирину Князеву.
– Ирина Владимировна, замглавы Минпромторга Виктор Евтухов считает, что в РФ наблюдается строительный бум, который привел к созданию дефицита цемента и спекулятивному росту цен на него. Так ли это?
– Я могу оперировать только фактическими цифрами, которые и хотела бы сложить в единый пазл. Мы провели глубокий анализ материалов Федеральной службы государственной статистики за последние 16 лет (с 2006 по 2021 годы включительно) и увидели, что объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в фактических ценах увеличился в 4 раза, в сопоставимых с учетом инфляционных процессов — в 1,4 раза. Показатель ввода в действие зданий жилого и нежилого назначения за весь период вырос в 2,24 раза. Этот тренд на увеличение с 2010 г. был постоянным, с незначительными снижениями в отдельные годы.
Как вела себя на этом фоне цементная индустрия? Темп роста производства цемента составил за аналогичный период около 2%. Корреляция между показателями объема спроса на цемент и общей площади вводимых в эксплуатацию зданий составляет 0,360. Т.е. наблюдается прямая, но слабая взаимосвязь. Это говорит о том, что нынешний рост объёма строительства (если хотите — бум), не влечет за собой аналогичный рост производства цемента и, соответственно, увеличение цен на него. Вопрос дефицита в цифровом поле тоже не прослеживается. Вообще, непонятно, откуда ему взяться при загрузке мощностей цементной отрасли в РФ в среднем на 57%.
– Это та ситуация, когда производитель цемента сдерживает свое производство с целью снизить совокупные затраты и повысить цены?
– Такая тактика может присутствовать на рынке. Чаще всего она бывает на монопольных рынках, когда субъект, имеющий монопольную власть, стремится свои доходы нарастить за счет монопольной цены или ренты. Но для российского рынка цемента ситуация иная.
– Почему?
– Во-первых, для цементного рынка, который характеризуется высокой капиталоемкостью, наоборот, снижение объемов производства неизбежно приводит к росту затрат на производство за счет роста условно-постоянных затрат на 1т. цемента. Поэтому цементникам так важна загрузка мощностей, а снижать объемы производства невыгодно, ведь рост себестоимости ведет к снижению прибыльности. Кроме того, производители цемента не могут беспрепятственно повышать цены на свою продукцию, так как на них оказывается давление со стороны строительных компаний. Последние, стремясь к снижению собственных издержек, вынуждают производителей обеспечивать им комфортный уровень цен за счет применения различных маркетинговых механизмов. Например, предоставляя скидки. Производственники вынуждены соглашаться на правила игры покупателей для того, чтобы обеспечить реализацию своей продукции в соответствии с загрузкой собственных мощностей.
Во-вторых, рынок цемента нельзя назвать монопольным, он конкурентен.
– Чем могут быть вызваны столь низкие значения коэффициентов корреляции?
– Причины могут быть разные: некорректность имеющейся цифровой информации, разрывы логистических цепочек, рост транспортных тарифов, стремление ритейла и строительных компаний к более высокой маржинальности, использование технологий, при которых сокращается расход цемента. Кстати, за период с 2006 по 2021 гг. значительно выросла доля индивидуального строительства, при котором также используются технологии, не требующие значительного объема цемента.
Эти возможности требуют дополнительного глубокого анализа и осмысления. Если будет найден фактор, который действительно оказывает существенное влияние на формирование дефицита или рост цен на строительном рынке, можно будет точно прогнозировать и предупреждать возникновение проблем.
– Значит, рост цен на цемент – это не спекулятивная деятельность производителей цемента? Насколько сильное влияние оказывают на них факторы инфляции, падения курса рубля?
– Темпы роста цен на цементную продукцию в 2020 г. по отношению к 2006 г. находятся значительно ниже инфляционного лага, фиксируемого за исследуемый период. Так, средний темп роста цен производителей на цемент за исследуемый период составил 105,4%, средний темп роста цены составляет 105,6%, в то время как средний уровень инфляции – 107,5%.
Что касается курса рубля, то в течение рассмотренного нами периода изменение производителями цен на цемент показывает тесную связь с изменениями курса доллара. Это не хорошо и не плохо, это один из фактов макроэкономических процессов в нашей стране.
В целом данные Росстата демонстрируют неоднозначность и сложность процессов, происходящих при производстве и потреблении цемента. Они требуют к ним внимательного и взвешенного отношения.
– В феврале 2022 г. Росстандарт приостановил действие абзаца 3 пункта 8.2 ГОСТа Р 56836-2016 о проведении инспекционного контроля цемента, поставляемого из стран — не членов ЕАЭС. Решение мотивировалось необходимостью подстегнуть конкуренцию за счет увеличения объемов импорта из «третьих стран». Предполагалось, что это приведет к стабилизации цен.
– Конкуренция на рынке цемента высокая, ее не нужно подстегивать из-за рубежа. В подтверждение я снова приведу цифры.
Динамика изменений рыночных долей всех компаний-производителей цемента в 2006-2021 гг. показывает, что при незначительном росте объёмов производства (около 2%) наблюдаются существенные структурные изменения среди субъектов рынка. Так, «Евроцемент-групп», производившая в 2006 г. почти половину российского цемента, к 2021 году существенно сократила свою долю в объёмах совокупного производства.
Расчеты показателей, характеризующих уровень конкуренции в сфере производства цемента за 2006-2021 гг., показали, что коэффициент концентрации на рынке значительно снизился. Это позволяет говорить о существенных изменениях: из состояния высококонцентрированного рынок перешел в стадию, близкую к низкой концентрации. Степень неравномерности производства сгладилась в связи с активными процессами слияний и поглощений.
Мы не выявили и значимых барьеров на пути межрегиональных поставок цемента из одного региона в другой.
Важно отметить, что в целом открытие границ для импорта цемента в таком формате вряд ли сильно изменило бы картину с ценами, т.к. совокупный объём импорта цемента в Россию за 6 последних лет не превышал 3%.
– Видимо, поэтому уже в середине апреля Росстандарт возобновил инспекционный контроль в прежнем порядке. В свое время приостановка вызвала критику со стороны представителей цементной отрасли, но не дала предполагаемого ее инициаторами эффекта.
– Возможно, имела место методологическая ошибка, так как в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль импорта направлен на защиту потребителя от некачественного цемента, а не на поддержку или защиту российской цементной отрасли от демпинга. Поэтому сама по себе данная процедура и не являлась стратегической ограничительной мерой и не имела существенных последствий для цен и конкретных рыночных сил. Соответственно, ее отмена была вполне логичной.
– В феврале, сразу после приостановки инспекционного контроля, по данным аналитиков «Евроцемент групп», импорт цемента из «третьих стран», не входящих в ЕАЭС, вырос почти в четыре раза — с 12,6 тыс. до 46,6 тыс. тонн. То есть инициатива Минпромторга в какой-то мере все-таки сработала, конкуренция выросла?
– Повторюсь, конкуренция на цементном рыке, в том числе и по цене, ничтожно мало зависит от 3% импорта. В свою очередь и инспекционный контроль не признается техническим барьером в торговле, оставаясь формой проведения систематической контрольной оценки соответствия товара. Поэтому рост импорта в январе-феврале логичнее связать с увеличившимся потреблением, т.е. изменением рыночной конъюнктуры.
– Сложная экономическая ситуация в стране многим кажется непредсказуемой. Вы согласны с этим утверждением в отношении цементного рынка?
Коэффициент корреляции между состоянием ВВП и темпами роста объемов производства цемента составил 0,693 (согласно анализу 2002- 2021 гг.), что свидетельствует о наличии прямой значимой связи. Предположительно, нисходящий тренд для российского ВВП сохранится. При прочих равных условиях под воздействием стагнации экономики страны цементная отрасль будет демонстрировать аналогичную картину.