Аналитики компании «Метриум» подвели итоги года на рынке апартаментов Москвы. Объем предложения увеличился на 1,1%. Средняя цена предложения повысилась во всех сегментах.
По данным «Метриум», в конце 2018 года на первичном рынке апартаментов в реализации находилось 124 комплекса. Общий объем предложения составил порядка 11 190[1] лотов площадью 802,0 тыс. кв. м. За год он увеличился на 1,1% (продаваемая площадь – на 5,6%). Причем в течение первых трёх кварталов предложение снижалось, и только в конце года был отмечен его значительный рост на 17,3%. Причина – старт продаж 14 новых проектов, а также новых корпусов в четырех комплексах. Всего в течение года реализация апартаментов началась в 35 объектах[2], что ощутимо больше в сравнении с 2017 годом, когда в реализацию поступило 23 комплекса.
Эксперты «Метриум» отмечают, что в разрезе округов первое место в структуре предложения занял ЦАО (30%, 8,1 п.п.). Это обусловлено тем, что почти половина новых проектов расположена в центральной части города. Далее следуют Северный и Северо-Восточный округа, в каждом из которых сосредоточено около четверти предложения рынка. Примечательно, что доля САО снизилась за год на 5,9 п.п., а СВАО, напротив, выросла на 8 п.п. Наибольшее изменение зафиксировано в Западном округе: в конце 2018 года в нем продавалось 7,8% апартаментов, тогда как в декабре 2017 года – 18,9% (-11,1 п.п.). На остальные округа пришлось от 0,7% до 5,9% предложения.
В структуре предложения по классам традиционно лидирующий бизнес-сегмент претерпел самые заметные изменения (-12,4 п.п.) и стал занимать 42,4% рынка. Доля лотов массового сегмента составила 27,9% ( 2,6 п.п.). Почти в два раза увеличился объем предложения премиальных апартаментов, в результате чего их доля выросла на 7,9 п.п. (до 16,8%). Элитных апартаментов в общем количестве стало 12,9% ( 1,9 п.п.).
В конце 2018 года структура предложения по стадии строительной готовности распределилась почти равномерно. Появление на рынке существенного числа новых проектов способствовало увеличению на 11,3 п.п. доли апартаментов в объектах на начальном этапе строительства (27,3%). В корпусах на стадии монтажа этажей продавалось 24% лотов (-0,7 п.п.). Предложение в корпусах с отделочными работами сократилось на 11,2 п.п. и составило 27%. В готовых домах предлагалось 21,7% лотов ( 0,6 п.п).
По подсчетам аналитиков «Метриум», за отчетный период средняя цена предложения увеличилась во всех сегментах. Наибольший рост отмечен в массовом сегменте ( 18,7%, до 172 490 руб. за кв. м) и элитном классе ( 13,5%, до 757 930 руб. за кв. м). В бизнес-классе квадратный метр вырос в цене на 1,9% (до 242 530 руб. за кв. м), в премиум-классе – на 2% (до 461 330 руб. за кв. м).
Самые бюджетные предложения на рынке апартаментов в конце 2018 года:
– Loft FM (ЦАО / Таганский): студия площадью 14,9 кв. м за 2,72 млн руб.;
– Nord (СВАО / Северный): студия площадью 26,2 кв. м за 2,80 млн руб.;
– «Город» (CАО / Дмитровский): студия площадью 23,4 кв. м за 2,97 млн руб.
Наиболее дорогие лоты предлагались в следующих комплексах:
– Fairmont Vesper Residences (ЦАО / Тверской): пентхаус площадью 1042 кв. м за 2 083,5 млн руб.;
– «Царёв Сад» (ЦАО / Якиманка): пентхаус площадью 825 кв. м за 1 824,1 млн руб.;
– «Башня Федерация» (ЦАО / Пресненский): пентхаус площадью 1 102 кв. м за 1 450 млн руб.