Из-за чего откладывается Госсовет по строительству

Какой информацией поделился с нами президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин

В феврале наш журнал опубликовал острое интервью  «Реформа ценообразования за 4,7 млрд: очередное головотяпство или махровая коррупция». В марте эта тема получила свое продолжение.

 

Разговор по телефону

Напомним, что в интервью нашему журналу, которое стало самым читаемым материалом месяца, президент Союза инженеров-сметчиков, директор Департамента экспертно-аналитической работы и ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел ГОРЯЧКИН (на фото) раскритиковал подходы Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС) к реформе ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Помимо этого в интервью раскрывались предполагаемые коррупционные схемы, к которым, по мнению Павла Владимировича, причастен ряд чиновников и организаций, включая ФЦЦС, несколько отраслевых институтов и др. 

После публикации этого интервью в редакцию позвонил глава ФЦЦС Сергей Фокин — к слову, доктор медицинских наук, почетный работник здравоохранения, заслуженный врач РФ, назначенный на эту должность в ноябре прошлого года.

Сергей Геннадьевич спросил, в чем заключается позиция редакции, опубликовавшей это интервью, и получил следующий ответ. Позиция редакции заключается в том, чтобы предоставлять слово специалистам в этом вопросе, одним из которых является Павел Горячкин.

В ходе телефонного разговора мы пригласили г-на Фокина также высказаться на страницах нашего журнала по насущным вопросам реформирования данной сферы. Ответа на это предложение с его стороны не последовало.

 

Долго не продержался

И вот на днях, 30 марта, на официальном сайте ФЦЦС появилось лаконичное сообщение, в котором говорилось, что «Сергей Геннадьевич Фокин завершил свою деятельность на посту руководителя ФАУ «ФЦЦС» в связи с переходом на другую работу», а «Исполнение обязанностей руководителя ФАУ «ФЦЦС» возложено на заместителя ФАУ «ФЦЦС» Ирину Николаевну Лищенко».

Мы попросили прокомментировать эту новость человека, принципиальная позиция которого изложена в интервью нашему журналу. Надеемся, вы догадались, о ком идет речь? Правильно, мы позвонили все тому же президенту Союза инженеров-сметчиков Павлу Горячкину.

 

Кадровая чехарда  

— Павел Владимирович, как Вы оцениваете очередные пертурбации в подведомственном Минстрою органе?

— За последние полтора года в ФЦСС сменился уже четвертый руководитель. После Ермолаева были Чабдаров, после него Фокин, и вот теперь Лищенко.

Попутно уже в третий раз сменился курирующий данную сферу заместитель министра строительства: сначала был Рейльян, потом Сиэрра и вот теперь Хамит Мавлияров.

И потом, обратите внимание: г-жу Лищенко назначили не руководителем ФЦЦС, а исполняющим обязанности. В принципе, и.о. — это полноценный руководитель, у него такие же права и обязанности. Помнится, Владимир Бланк почти год, в 2007—2008 годах, возглавлял Росстрой именно в качестве и.о. Но сам этот статус говорит о том, что впоследствии вполне возможен и другой руководитель.

Бросается в глаза, что бывший первый вице-президент ГК «Олимпстрой» г-н Мавлияров подтягивает своих людей. Одного своего бывшего сослуживца, Виктора Прядеина, так же как и он занимавшего в свое время должность первого вице-президента «Олимпстроя», он уже поставил руководителем Аппарата НОСТРОЙ. Вот и Ирина Лищенко была вице-президентом «Олимпстроя», и также работала вместе с г-ном Мавлияровым.

Видно, что новый замминистра укрепляет свои позиции в Минстрое, ставит на заметные должности своих людей. Вообще я не могу назвать данный факт чем-то экстраординарным. Нет, это все в порядке вещей…

 

— Но, по крайней мере, Хамит Давлетярович — профессиональный строитель, что, согласитесь, как-то греет душу…

— Дай, как говорится, Бог. А г-жа Лищенко, как я понимаю, больше специалист в области экономики и финансов, чем в строительстве. В любом случае это лучше, чем врач, спортсмен или музыкант…

В общем, пришел человек не из нашей сметной среды. Но работы у Ирины Лищенко — выше крыши. 

 

— Значит, можно надеяться, что ФЦСС уже не будет проводить тендеры, на которых за один сборник, ранее уже фактически составленный Вами, победителю из числа «своих» будут платить по 157 млн бюджетных рублей?

— Не знаю-не знаю… Вы не забывайте, что ФЦЦС — структура, подведомственная Минстрою. И все, что там происходит, в том числе и тендеры, — это все делается по инициативе Минстроя. ФЦЦС — только исполнитель, а идеолог — Министерство строительства.

Кстати, у меня создается впечатление, что сейчас уже не так много желающих занять пост руководителя ФЦЦС. В очередь, как говорится, не стоят…

 

— Ну правильно! Из этого кресла ведь и «присесть» надолго можно, как это произошло с тем же Евгением Ермолаевым…

— Да, это «свято место» стало уже немножко опасным. А отвечать за всех тоже никому не хочется. С этим, очевидно, и связана пауза с назначением преемника г-на Фокина, которая, по моим сведениям, продлилась полторы недели. Все это время ФЦЦС фактически работал без руководителя.

В этом смысле я могу только посочувствовать г-же Лищенко. А как там пойдут дела дальше, покажет время.

 

— Как Вы думаете, скорректируют ли теперь Минстрой и ФЦЦС свою нашумевшую программу «400 дней»?  

 — Вы знаете, о ней уже практически никто не говорит. Последний раз это словосочетание, «400 дней», прозвучало из уст руководства Минстроя в конце декабря прошлого года, еще когда эту сферу курировала Елена Сиэрра.

Теперь звучат другие слова и словосочетания: «реформа», «план действий» и пр. Но мы этого плана не видели: он не формализован и не представлен общественности. То есть он вроде как есть, но на самом деле…

Я предполагаю, что никакого плана нет. Вместо этого мы наблюдаем шараханье из стороны в сторону, движение в потемках.

Например, г-н Мавлияров на днях побывал у себя на родине, в Башкирии, и выступал там по местному телевидению. И на голубом глазу заявил, что, мол, Башкортостан будет некой экспериментальной площадкой по реформе ценообразования в строительстве.

Вопрос: а почему именно Башкирия, а не, скажем, Забайкальский край, Чечня, Крым или другой регион? Я вообще не понимаю, о каких экспериментах идет речь, что имеет в виду Минстрой. Какие-то пустые слова — как говорится, ни о чем. Ведь давно уже понятно, что надо делать!

 

— Что же конкретно, если коротко?

—  Если коротко, то пока мы не исправим саму сметно-нормативную базу — фундамент всей системы, то все остальное (сквозное ценообразование, укрупненные нормативы, ресурсный метод, базисные индексы, программы и методики) — все это вторично.

Поэтому чего разглагольствовать? Надо исправлять то, что наляпали.

 

— Есть ли у Вас инсайдерская информация относительно предстоящего Госсовета по строительству? Будет ли там серьезный разговор о ценообразовании, и если да, то когда это все состоится?

— Хочу сказать, что ситуация со сроками проведения Госсовета по строительству становится все менее понятной. И у меня есть ощущение, что до осени никакого Госсовета не будет.

 

— Ничего себе заявление! И на чем оно основывается?

— На том, что под руководством секретаря Госсовета, помощника Президента, бывшего министра транспорта РФ Игоря Левитина сегодня трудятся несколько групп по подготовке заседаний Президиума Госсовета по разным темам. Все эти заседания Президиума Госсовета запланированы, и какое из них будет проведено раньше, а какое позже, я не знаю.

Но, повторяю, у меня есть ощущение, что в мае Госсовета по строительству не будет. А раз его не будет в мае  — значит, и летом его точно не проведут. Вывод: скорее всего, его перенесут на осень.

 

— Если это так, то чем это, по Вашему мнению, вызвано?   

— Очень просто. Я считаю, что сейчас проводить Госсовет по строительству просто бессмысленно. Потому что ни у строительного сообщества, ни у Минстроя нет единого понимания ни по одному заявленному для рассмотрения на Госсовете вопросу.

В их числе долевое строительство, саморегулирование, техническое регулирование, жилищно-коммунальное хозяйство и, разумеется, ценообразование. Ни по одному из этих вопросов, повторяю, мы не видим четкой сформированной позиции.

Выносить на Госсовет неподготовленные вопросы  — очень опрометчивый шаг. Вот и получается, что проведение в ближайшее время Госсовета просто лишено смысла.

 

— Что ж, посмотрим, как будут развиваться дальнейшие события. Спасибо, Павел Владимирович, за очень интересный комментарий.   

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

Подробнее