Для большинства автомобилистов и пешеходов не существует различий между видами асфальта — для них дорога разделяется на заасфальтированную и нет. На самом деле, асфальт бывает очень разным. Вернее, асфальтом это дорожное покрытие называют в повседневной жизни. Дороги строят из асфальтобетона, вернее, асфальтобетонной смеси. Некоторые виды этих смесей обладают ресурсосберегающими и специальными характеристиками. О них, в рамках отраслевой конференции «Уральский Путь», рассказал начальник лаборатории ООО «АБЗ №1» Кирилл МЕЛЬНИК.
Классика и эксклюзив
Асфальтобетон бывает классическим (щебеночный, гравийный, песчаный) – таким асфальтом покрыто большинство наших дорог. И специальным, обладающим улучшенными и специальными свойствами. К специальным видам асфальтобетона относятся:
— Литые асфальтобетонные смеси — они обладают высокими гидроизоляционными свойствами и, в основном, применяются для устройства покрытия на мостах.
— Теплые асфальтобетоны — продлевают рабочий сезон и при производстве выделяют меньше ядовитых выбросов в атмосферу.
— АСБ смеси с использованием вторичного асфальтобетона (технология RAP) – также как и теплые смеси, смягчают урон, наносимый экологии, способствуют экономии природных и денежных ресурсов.
— Асфальтобетонные смеси с модификаторами (природные битумы, различные виды полимеров и пр.) — они являются альтернативой повсеместному использованию ПБВ (полимерно-битумных вяжущих).
— Резиноасфальт – этот материал более экологичен, кроме того, имеет противошумные свойства.
— Цветные асфальтобетоны — в основном, используются для асфальтирования велодорожек, вертолетных площадок. Обладают высокими эстетическими свойствами, кроме того, повышают безопасность движения.
— Холодные АСБ смеси — позволяют производить ремонт и устройство асфальтобетонных покрытий на удаленных от асфальтобетонных заводов территориях
— Асфальтобетоны специального назначения — используются для объектов ВПК, в условиях Арктики и пр.
Остановимся подробнее на специальных видах асфальтобетона, которые обладают ресурсосберегающими свойствами. Ими являются четыре из восьми вышеперечисленных специальных АСБ смесей.
Теплые АСБ смеси
Тёплая смесь — это признанная во всём мире энергосберегающая технология. Главным принципиальным отличием тёплой смеси от классической является ее использование в условиях понижения технологической температуры на 25-30%. А основными преимуществами — снижение температурной фракционной сегрегации, повышение подвижности смеси, увеличение времени эффективного уплотнения, сокращение финансовых затрат при производстве, достижение уплотнения меньшим количеством проходов катка, повышение безопасности проведения дорожно-строительных работ, увеличение плеча доставки до 300-т километров.
АСБ смеси с добавлением RAP
Суть технологии состоит в том, что в новую АСБ смесь добавляется старый, ранее уже использованный в качестве дорожного покрытия асфальтобетон. После обработки фрезой он определенным образом подготавливается для добавления в новую АСБ смесь.
Развитию данной технологии способствовал целый ряд предпосылок. Во-первых, она экономит нерудные материалы (фракционный щебень, гравий). Так как RAP, по сути, является технологией возвратного ресурса, она может эффективно сдерживать рост цен на сырьевые ресурсы и их транспортировку — ведь возить и закупать понадобится значительно меньше.
Отпадает необходимость утилизировать демонтированный асфальтобетон. Одновременно, снижаются расходы на ремонт дороги, в том числе, для объектов, которые строятся по контрактам жизненного цикла. Как вывод, данная технология может дать существенную экономию, и это в существующих реалиях крайне актуально.
Литые асфальтобетоны
Они, в основном, используются в мостостроении. В Российской Федерации средний срок службы мостов до капитального ремонта составляет около 30-40 лет. Около 25% мостовых сооружений эксплуатируется сегодня в состоянии, близком к аварийному. Так происходит из-за износа покрытия. Традиционные АСБ смеси, к сожалению, не могут полностью перекрыть доступ воды к бетону, отчего идёт нарушение герметизации. Соответственно, бетон теряет свои эксплуатационные характеристики, что приводит к разрушению моста.
Для решения этой проблемы существуют литые АСБ смеси, обеспечивающие качественную гидроизоляцию. Они обладают и рядом других полезных преимуществ, таких как, снижение толщины собственного слоя, отсутствие вибрации, высокая износостойкость, приемлемое колееобразование.
Срок службы нижних слоев литых смесей составляет не менее 20 лет. Технология их производства ничем не отличается от традиционной, за исключением повышенной температуры и повышенного количества использования минерального порошка. Литые смеси могут использоваться как в новом строительстве, так и при ремонте дорог. Также они хорошо подходят для асфальтирования подземных паркингов, опять-таки благодаря своим гидроизоляционным свойствам.
Бывают случаи, когда их применение является единственным решением. В частности, в Санкт-Петербурге на Вантовом мосту амплитуда колебания конструкции может достигать сорока сантиметров. Ни одна плотная АСБ смесь такое не выдержит — здесь можно применять только литые смеси.
Еще одним значимым фактором является плечо доставки. Транспортировка таких смесей возможна на расстояние до 500 километров от АБЗ. Словом, у этой технологии, кажется, одни сплошные плюсы — кроме одного главного минуса: слишком высокой стоимости. Литые АСБ смеси стоят примерно в 2,-2.5 раза дороже классических.
Цветные АСБ смеси
Четвертой ресурсосберегающей технологией являются цветные АСБ смеси, или проще, цветной асфальт. Технология его изготовления мало чем отличается от производства традиционных смесей. Единственная особенность: вместо обычного битума БМД (битум дорожный модифицированный) здесь применяется окрашенный «B2color», с красящими пигментами и разноцветными каменными материалами, благодаря которым получается красочный асфальт.
Цветовая гамма может быть самой разной, в зависимости от пожеланий заказчика. Областью применения могут быть остановки общественного транспорта, дворы, паркинги, велосипедно-роллерные дорожки, тротуары и пешеходные дорожки, разноцветные дорожки в детских садах.
Ярким примером использования цветного асфальтобетона является, например, Яхтенный мост в Санкт-Петербурге. Цветной бетон – еще и отличный маршрутизатор, цветом можно обозначить различные направления движения, разный функционал и т.д.
Цветная АСБ смесь общепризнана ресурсосберегающей, потому что она, хоть и в 8 раз дороже классической, но значительно более долговечна. Соответственно, в длительной перспективе дает большую экономию средств.
Еще один вариант использования — устройстве светлых покрытий в тоннелях. Например, в Германии эту технологию используют для того, чтобы снизить расход электроэнергии для освещения тоннеля.
Любопытно, что «B2color» применяют не только дорожники, но и художники. В связи с этим возникло даже новое направление искусства. Из АСБ смеси теперь делают не только дороги, но и картины!
Подготовил Станислав ДОНИН