Коррупция в строительстве: как ей способствовал Федеральный центр ЦС

Что показала проверка Счетной палатой РФ деятельности Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Наш журнал уже писал о том, что премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение приостановить на государственных стройках действие так называемых сметных нормативов. Причина — завышение сметной стоимости объектов, практикуемое Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов. Сегодня мы более подробно расскажем о том, в каких коррупционных схемах обвиняют это ценообразующее ведомство, и назовем главные объекты, стоимость которых была завышена при участии его прежнего руководства.

Напомним, что сметные нормативы определяют, какова должна быть стоимость работ по строительным проектам. При разработке смет на строительство проектировщики обращаются к единой федеральной сметно-нормативной базе, где собраны нормативы для различных объектов, и таким образом аргументируют расходы на строительство.

 

Цена вопроса

С 2004 года функции госоргана, ответственного за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, в том числе в части ценообразования и сметного нормирования, последовательно переходили от Росстроя к Минрегиону и Госстрою России. В настоящее время государственную политику в этой сфере проводит Минстрой и ЖКХ РФ. В России за разработку и экспертизу смет отвечают два федеральных автономных учреждения. Полномочия по разработке и экспертизе сметных нормативов Минстрой осуществляет через подведомственное ему ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве» (ФЦЦС), полномочия по проведению экспертизы проектной и сметной документации — через другое подведомственное ФАУ: «Главное управление государственной экспертизы» (к слову, прежний руководитель «Госэкспертизы» Сергей Османов скончался в октябре прошлого года на 59-м году жизни).

Однако сама госполитика в этой сфере, по мнению Счетной палаты, оставляет желать лучшего. «При наличии объективной потребности проведения государственной политики в вопросах ценообразования и сметного нормирования эта функция фактически на сегодня утрачена. Это результат деятельности органов государственной власти на протяжении целого ряда последних лет», — считает аудитор СП Юрий Росляк (на фото). В итоге, по его мнению, существующий процесс ценообразования и сметного нормирования в строительстве приводит к увеличению расходов федерального бюджета на капитальное строительство и характеризуется наличием коррупционных рисков.

Между тем строительная отрасль входит в число наиболее финансовоемких отраслей экономики России. По данным СП, ежегодные расходы федерального бюджета на капитальное строительство составляют более 1 трлн руб., в отрасли задействованы 218 тыс. строительных организаций, в том числе 879 государственных, 2,8 млн профильных специалистов.

 

Небольшой, но важный орган

И весь этот колоссальный объем, вся эта силища богатырская, как выяснилось, практически остается вне сферы действия продуманной государственной политики, и при этом никак не может обойтись без услуг ФЦЦС — небольшого, но весьма важного органа, которому и переданы госфункции в этой сфере. Его руководству в свое время удалось замкнуть на себя все вопросы ценообразования в строительстве, сделав эту структуру настоящим монополистом в данном вопросе.

Надо сказать, что вопросы к ФЦЦС и его руководителю Евгению Ермолаеву (на фото) у властей появились далеко не вчера. Ярче всего недовольство сметной стоимостью возводимых за госсчет объектов проявилось во время подготовки к сочинской Олимпиаде, когда из федерального бюджета пришлось выложить поистине астрономические суммы. Всем памятен громкий ценовой скандал 2010 года, когда выяснилось, что установка одной олимпийской сваи в Сочи обойдется бюджету в… 4 млн руб. Дело дошло до Президента и премьер-министра. В результате главным виновником был признан замминистра регионального развития РФ Сергей Круглик, который и лишился своего кресла. Дальнейшее ведомственное реформирование обернулось воссозданием Минстроя и ЖКХ, а позже — и ликвидацией Минрегиона.

Но при всех этих пертурбациях ФЦЦС остался нетронутым. Многие эксперты связывают это с тем, что у Евгения Ермолаева были очень влиятельные покровители наверху (о них речь пойдет ниже), поэтому все попытки его уволить четко отбивались с помощью высокопоставленных заступников. Тут принцип простой: ты мне — я тебе, и всем хорошо. Всем, кроме страны и ее бюджета. В общем, 11 лет продержался человек на своем посту, пережив шесть министров, которые за эти годы формально им руководили. Можно сказать, долгожитель, настоящий мастодонт сметного царства. Но, как говорится, сколь веревочке не виться…

В общем, пока «лавочку не прикрыли» (точнее, даже не всю «лавочку», а часть «продуктов», которыми она торгует, — например, индивидуальные сметные нормативы при строительстве гособъектов), государство успело профинансировать по сметам ФЦЦС кучу строек. И большинство — как раз по завышенным сметам.

 

Космические завышения

Специалисты Счетной палаты считают, что классификация сметных нормативов была утверждена Госстроем России в 2012 году «без каких-либо законодательных оснований». Тем не менее такая «удобная» для многих методика позволяет использовать индивидуальные нормативы как для отдельных объектов, так и для целых отраслей. Тем самым, считает аудитор Сергей Агапцов (на фото), обеспечивается «избирательный подход, в результате чего сметная стоимость строительства отдельных объектов может увеличиться на 20—45%».

К тому же ФЦЦС, пользуясь своим монопольным положением, брал за свои услуги немалые денежки. По данным СП, разработка лишь двух сметных нормативов для Росатома и Роскосмоса (для строительства космодрома Восточный) обошлась налогоплательщикам почти в миллиард рублей — точнее, в 944 млн. И, как пишет, ссылаясь на свой источник в Генпрокуратуре, «Новая газета», большую часть этих средств получили коммерческие структуры, «не чужие г-ну Ермолаеву и связанным с ним лицам». Дело в том, что практически все подрядчики входили в некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга»: ООО «Центр по ценообразованию в строительстве», ЗАО «Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике», ООО «Челинформцентр», ООО «Научно-технический центр сметного нормирования», «Стройинформиздат», ООО «Госстройсмета», ООО «Госнорматив», ООО «Экспертно-консультационный центр в строительстве». А их главная отличительная особенность в том, что они «имели признаки аффилированности с бывшим директором ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой» (Олесей Фильчаковой. — Ред.), уверено издание.

Но, как пишет «КП», выбора у компаний не было, без одобрения ФЦЦС не мог быть принят ни один проект госзаказа. Естественно, все эти расходы потом включались в общую смету проекта. Как рассказал нашему журналу президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин, за разработку индивидуальной сметы, в которой бы учитывались сложные климатические условия и прочие факторы, позволявшие «разогнать» стоимость объекта на 20—40%, компаниям приходилось «отстегивать» и «откатывать». Например, Союз инженеров-сметчиков в свое время провел экспертизу сметы строительства стадиона «Зенит Арена» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге — этого до сих пор не построенного, но уже ставшего печально знаменитым объекта, сравнимого по стоимости с несколькими лучшими стадионами мира, вместе взятыми. И, как сообщил нам Павел Горячкин, даже после обнаруженного завышения на 60—80% смету все равно не изменили.

А при строительстве уже упомянутого космодрома Восточный, как показала проверка Счетной палаты, сметная стоимость объектов космодрома была превышена на 13,2 млрд руб., что составляет примерно 20% от стоимости всех наземных объектов инфраструктуры космодрома. Кстати, как сообщает РБК, возможную аффилированность между ФЦЦС и разработчиками нормативов аудиторы обнаружили, проверяя именно эту «космическую стройку» (госзаказчик — Роскосмос, генподрядчик — «Дальспецстрой» при Спецстрое России). Тогда и выяснилось, что смету «задрали» путем использования завышенных сметных нормативов. Их всего за пять дней и 230 млн руб. разработало ООО «Госнорматив», однако на сайте госзакупок обнаружить этот контракт не удалось. По словам одного из чиновников, договор с «Госнормативом» предусматривал, что нормативы будут не только разработаны, но и одобрены ФЦЦС, а затем попадут в федеральный реестр сметных нормативов. Это позволяло официально использовать их для расчетов сметы строительства. Минстрой лишь проверял комплектность документов при подаче, за их экспертизу же отвечал ФЦЦС.

«Экспертизу ФЦЦС делал посредством заключения договоров на рынке со своими коммерческими структурами. С теми же самыми коммерческими структурами, которые осуществляли первичную разработку сметных нормативов. Это была абсолютно замкнутая схема. Извне туда никто не допускался. Фактически они давали заключение на разработку тех нормативов, которые сами же разрабатывали», — пояснил источник РБК. А представитель Спецстроя России подтвердил, что документация, полученная в 2012 году, «не в полной мере учитывала особенности строительства такого сложного объекта».

Такие же «индивидуальные» нормативы применялись и при возведении еще одного знакового объекта — Приморского океанариума. Напомним, что фирма-подрядчик «Мостовик» заключила контракт на его строительство в 2010 году и должна была построить океанариум на острове Русский еще к саммиту АТЭС-2012. Сроки сдачи океанариума переносились несколько раз, но минувшей осенью «Мостовик» вновь не выполнил очередное обещание, не сдав объект к сентябрю 2014 года. В ноябре во время посещения Президентом Владимиром Путиным океанариума его заверили, что объект может быть сдан через 9—12 месяцев. Однако спустя неделю после этого бывшего владельца «Мостовика» Олега Шишова и директора ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов федеральных государственных органов» Управделами Президента Андрея Поплавского арестовали по подозрению в мошенничестве на сумму почти 2 млрд руб. В конце декабря госконтракт с подрядчиком на строительство океанариума был расторгнут в судебном порядке.

И еще один пример. Стоимость строительства участка московского метро (от станции «Марьино» до «Зябликово») ФЦЦС оценил в 4,1 млрд руб. После пересчета по нормативной базе Москвы стоимость оказалась 2,1 млрд рублей.

 

Кто будет рулить триллионом

А что же Евгений Ермолаев? Похоже, последним приятным событием для него стало награждение орденом Почета за вклад в подготовку и проведение сочинской Олимпиады (часом не за пресловутые ли сваи?..). А дальше, похоже, удача отвернулась-таки от непотопляемого «императора смет». В конце прошлого года Евгений Евгеньевич покинул свой пост. Но отдохнуть от напряженной работы по нормо- и сметотворчеству ему, судя по всему, не придется. Недавно воссозданный Минстрой провел несколько проверок ФЦЦС, по итогам которых в ведомстве пришли к выводу, что работа центра «неэффективна, непрозрачна и не отвечает государственным задачам по ценообразованию с привлечением бюджетных средств». Так, «при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, а объективность их оценок вызвала серьезные вопросы». Как пояснили в пресс-службе министерства, это и стало причиной увольнения главы ФЦЦС, а документы по его деятельности уже находятся в правоохранительных органах. Остается добавить, что итоги проверок Минстроя совпали с выводами Счетной палаты и Федеральной антимонопольной службы.

Как пишет «Коммерсант», в конце января руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила Президенту Владимиру Путину, что в ФЦЦС «возникли предпосылки для возможного использования коррупционных механизмов» и что экс-руководитель ФЦЦС Евгений Ермолаев через Национальную ассоциацию сметного ценообразования, «аффилированную лично с ним и его супругой, выстроил систему коммерческих организаций», разрабатывающих индивидуальные и отраслевые сметные нормативы.

Похоже, экс-глава ФЦЦС смог создать «распильный механизм федерального масштаба», а «откаты» от его деятельности мог получать целый ряд чиновников федерального уровня, считает ряд экспертов. По их мнению, на причастность к «махинациям Ермолаева» стоит проверить руководство не только Минстроя, но и Минпромторга, ФСК, Росатома и Роскосмоса. Кроме того, есть версия, что о том, что на начальном этапе развития «бизнеса на сметах» господина Ермолаева к этому процессу был причастен и тогдашний глава Минрегиона, а ныне губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Похоже, что и его силовикам пора проверить на причастность к «махинациям Ермолаева», убеждены эксперты.

 По сведениям «Коммерсанта», ознакомившись с результатами проверки СП, Владимир Путин перенаправил письмо Голиковой премьеру Дмитрию Медведеву с визой: «Рассмотреть и предложить план реформирования системы ценообразования в строительстве». Свои предложения по этому вопросу Правительство должно представить в самое ближайшее время. А пока, как мы уже сообщили, действие на госстройках сметных нормативов приостановлено.

По информации из Минстроя, основным изменением в этой системе будет отказ от участия коммерческих структур при формировании как общих, так и индивидуальных ценовых индексов. Также обсуждается предложение, при котором индивидуальные индексы рассчитывались бы только по решению Правительства и использовались при реализации действительно уникальных строительных объектов.

По словам сотрудника аппарата Правительства, которые приводит «Новая газета», текущее ограничение «области компетенции» подведомственного Минстрою учреждения является «неотъемлемой частью реформирования Минстроя». Напомню, что до конца весны этого года при Минстрое создадут ФАУ «Роскапстрой», которое с 1 января 2016 года будет наделено функциями единой службы заказчика и возьмет на себя всю федеральную стройку. Так вот, ряд наблюдателей полагают, что «персональная атака» на Евгения Ермолаева как раз связана с распределением кресел в будущей суперструктуре. Возможно, что в данном ведомстве, которое будет решать глобальные задачи и иметь всю ту же «частичную автономию» от министерства, могут повториться те же махинации, которые были в ФЦЦС, предполагает ряд наблюдателей, а Минстрой при этом опять не будет нести никакой ответственности. Для издания очевидно, что в Минстрое «находится слишком много нечистых на руку топ-менеджеров, которые вскоре «вольются» в ФАУ «Роскапстрой» и будут контролировать распределение триллиона рублей».

Впрочем, распределять триллион рублей как заблагорассудится, похоже, никому уже не удастся. Судя по всему, Кремль намерен всерьез заняться наведением порядка в сметной сфере. Ведь провозглашенные российским руководством грандиозные планы инфраструктурных строек, которые могут стать драйвером всей отечественной экономики, потребуют учета буквально каждого рубля. И это особенно актуально сегодня, в период кризиса и санкций.

Мы будем продолжать следить за этой темой и в ближайшее время планируем опубликовать интервью с одним из признанных специалистов по данному вопросу.

Алексей АНДРЕЕВ

Подробнее