22 июня, в рамках пресс-конференции в ТАСС, были объявлены финалисты конкурса на лучший проект памятника врачам-героям, борющимся с COVID-19. Организаторами конкурса стали бизнесмен и филантроп Игорь Рыбаков и директор Центра поддержки искусств Санкт-Петербурга Алексей Сергиенко.
Идея конкурса возникла еще в апреле, в самый разгар пандемии, когда наши врачи оказались на переднем крае борьбы с малоизвестным на тот момент вирусом. Буквально каждый день для них в тот момент был — да, собственно и есть — без преувеличения, настоящий подвиг. Каждый день наши медики перешагивают заветную черту и оказываются в «красной зоне», отделяющей нормальную жизнь от «ковидных» палат и реанимации, где идет борьба за жизнь каждого пациента.
— У меня есть друг, который уволился со своей основной работы и пошел работать в ковидный центр, чуть ли не простым санитаром, — рассказал Алексей Сергиенко. — Он по 12 часов находится в отделении, в жару, в специальном костюме. Но не ропщет. Этот поступок произвел на меня сильное впечатление.
И есть, по словам Алексея Сергиенко, другой пример, когда девушка-медик искала причины, чтобы уволиться, «…потому что опасно». Есть, к сожалению, и такое отношение врача к своему долгу.
— То напряжение, которое возникает между этими двумя полюсами, и стало отправной точкой для нашей идеи, — признался Сергиенко.
Другой организатор конкурса, бизнесмен Игорь Рыбаков считает, что «…в нашем обществе значение врача сильно занижено», поэтому организаторы решили воспользоваться кризисом, чтобы оценить вклад медиков по достоинству.
Конкуср стартовал 17 апреля. На него было подано 346 заявок. Проекты присылали из самых разных уголков России – Москвы, Махачкалы, Белгорода, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и так далее. Участвовали даже дети, присылая трогательные рисунки «людей в белых халатах».
В компетентное жюри вошли и врачи, и деятели культуры: известный детский доктор Леонид Рошаль, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, исполнительный директор Музея современного искусства в Москве Василий Церетели. Вначале из общей массы было отобрано 120 работ. Затем определилось 10 наиболее сильных. И, наконец, уже из этой десятки выбрали три проекта-победителя. Они набрали равное количество очков от жюри.
Пожалуй, одним из самых ярких стал проект Дмитрия Силинского под названием «Красная дверь». Это тот случай, когда говорят: просто до гениальности. Работа Дмитрия – это скорее даже не памятник, а арт-объект, но «нагруженный» глубоким смыслом. Приоткрытая красная дверь вписана в красный крест – общемировой медицинский символ. Это и намек на «красную зону», в которую каждый день входят медики, работающие в ковидных госпиталях. И символ спасения, «выхода» из болезни. И, конечно, символ мужества тех, кто лечит смертельно опасный недуг.
Проект Дмитрия Силинского «Красная дверь»
Дмитрий – по профессии дизайнер. Рассказал, что думал над проектом недолго, всего час. Но тут, наверное, время роли не играет. Тут сыграло свою роль мгновенное озарение.
Второй проект – «Три врача» — принадлежит жителю Нижнего Новгорода Дмитрию Пермякову. Дмитрий архитектор и честно признался, что не ожидал победы («…в проекте было больше геометрии, чем пластики»). Тем не менее, жюри отметило именно это решение, также изображающее врачей, идущих бороться за наши с вами жизни. Им предстоит вступить в поединок с жесткой механистичной силой, которая, как эта «шестеренка», похожая на коронавирус, перемалывает здоровье людей и их надежды на будущее.
Проект Дмитрия Пермякова «Три врача»
Евгений Павлюченко — третий финалист, скульптор монументалист из Волгограда. Его проект – как раз памятник, в полном смысле этого слова и называется «Камень с бронзой». Скульптор изобразил доктора, оказывающего помощь больному, подключенному к аппарату ИВЛ.
Проект Евгения Павлюченко «Камень с бронзой»
Подводя итоги, член жюри Дмитрий Озерков заметил, что эту пандемию человечество вспомнит еще не раз. О ней напишут книги, снимут фильмы, О ней поговорят философы. Конкурс стал как бы первым этапом осмысления произошедшего. Разговором – средствами искусства – о важности миссии врача и глубинном влиянии пандемии на человечество.
Какой же будет дальнейшая судьба проектов?
Как стало известно, ими уже заинтересовались. Так, арт-объект «Красная дверь» выразил желание поставить у себя арт-центр «Аврора» в Санкт-Петербурге.
Кстати, поставить памятник не так просто. Проект должен пройти общественные слушания, градостроительный совет, должен быть привязан к месту, обустроен в плане прилегающей территории.
— Этот процесс может занять от года до двух-трех лет, — поведал Алексей Сергиенко. – Но в данном случае, возможно, процесс пойдет быстрее. Ведь с проектами уже хотят познакомиться губернаторы регионов. Во всяком случае, очень хотелось бы открыть первый памятник уже в октябре.
Организаторы планируют провести выставку макетов, рисунков и видео в Совете Федерации, чтобы популяризировать работы участников конкурса.
— В конце концов, мы не навязываем свои решения и свои проекты, — говорит бизнесмен, организатор конкурса Игорь Рыбаков. – Города вполне могут создать свои памятники врачам-героям. Наша задача – запустить процесс, задействовать так называемый «сетевой эффект».
По словам Игоря Рыбакова, эта инициатива, возможно, выйдет на международный уровень.
Как известно, в условиях конкурса была озвучена примерная сумма, в которую нужно было «уложиться», создавая проект. И, безусловно, те, кому суждено будет выбирать, будут обращать внимание на стоимость того или иного решения. В этом смысле, например, арт-объект «Красная дверь» — не только эффектный, но и достаточно экономичный вариант. Кроме всего прочего, «Красная дверь» вовлекает зрителя в интерактив, во взаимодействие. Рядом с ней можно фотографироваться. А это – как ни крути – тоже популяризация работы врача, медика, и их благородной миссии.
…А пока врачам устанавливают памятники, они продолжают самоотверженно работать: бороться, лечить, спасать. Вирус еще силен. И окончательная победа над ним пока впереди.
Елена МАЦЕЙКО