Кто в выигрыше, а кто в проигрыше: почему непрофессионалам сегодня легче попасть на рынок строительной экспертизы

Сегодня существует немало проблем в области контроля за соблюдением строительных норм и требований градостроительного законодательства. О том, как живет и чем дышит один из самых ответственных сегментов строительного рынка – строительная экспертиза — мы поговорили с  аналитиками рынка и представителями экспертных организаций.

С чего начинается качество

Ассоциация экспертиз строительных проектов (профессиональное объединение организаций государственной и негосударственной экспертизы) — это сегодня большое профессиональное сообщество, в котором представлено 65 органов экспертиз из 85 регионов. Еще в 2019-м году их было 63, но в феврале 2020 в Ассоциацию были приняты еще 2 субъекта Федерации.  

— Это серьезная сила, которая способна не только формулировать свое мнение, но и (вода камень точит) реализовывать его в некоторые решения наших регуляторов, — объяснил глава Ассоциации экспертиз строительных проектов Игорь Горячев.

С другой стороны, согласно действующему законодательству, проведение экспертизы является исключительной прерогативой РФ, переданной в регионы для исполнения, поэтому какого-либо прямого нормотворчества субъекты не имеют.

— Большое преимущество общественной организации в том, что мы наше мнение до законодательной и исполнительной власти можем донести без промежуточных согласований, — продолжает Игорь Горячев.

Вместе с тем, современные проблемы строительной отрасли ставят вопрос ребром: как строительные экспертизы способствуют качеству строительства?

 

Не секрет, что качество строительства начинается  на этапе качественно выполненных инженерных изысканий. На основе этих изысканий готовится, проектная документация. И заканчивается экспертный процесс заключением о соответствии объекта всем строительным нормам и правилам, которое выдает Госстройнадзор. Понятно, что проектная экспертиза — один из главных элементов, призванных контролировать конструктивную надежность и безопасность проекта,  по которому застройщик будет строить объект.

Если не будет серьезных отклонений, или они будут носить нормативный характер, то качество этого проекта будет частично гарантировано. 

-…Частично, потому что мы не можем охватить все: гарантировать качество работ, производимых застройщиком. Собственно, и за качество применяемых стройматериалов мы не отвечаем. Эту ответственность берет на себя Госстройнадзор, — говорит Игорь Горячев.

 

Тренды экспертизы: государственник или частник?

Рынок стройэкспертизы в России развивается неравномерно. И главный вопрос здесь: создает ли действующая нормативная база равные условия для предприятий государственной и негосударственной экспертизы?

На сегодняшний день «пирог» проектной документации  поделен на три значительные части. Есть исключительно полномочия Российской Федерации: в РФ есть орган, отвечающий за проведение экспертизы — федеральное автономное учреждение «Главгосэкспертиза России». В субъектах федерации созданы свои государственные автономные учреждения (иногда функции экспертизы берут на себя местные органы власти). И, наконец, третья часть – это коммерческая или негосударственная экспертиза.

Принцип распределения проектов для экспертной оценки происходит на основании Градостроительного кодекса и подзаконных актов. Объекты уникальные,  технически сложные, особо опасные, находящиеся в особых экономических зонах, проходят госэкспертизу федерального уровня.

 

Далее идут объекты регионального уровня. Тут инвесторы могут  выбирать, куда пойти в – государственную или негосударственную экспертизу. Благо, что в последнее время появился рынок фирм, предоставляющих экспертные услуги на коммерческой основе.

Впрочем, надо признать, что этот рынок пока не особенно велик. Так, в прошлом году частные экспертизы выдали  порядка 14 000 заключений. В то время как государственные – 21 300,  то есть, на треть больше. 

Нужно сказать, что пирог экспертного рынка в последнее время довольно сильно сжимается. Одни эксперты видят причину этого в общем кризисе экономики и плохой экономической конъюнктуре,  другие настаивают —   свою лепту в такое положение вещей вносит российское законодательство.  Так,  с отказом от долевого строительства и переходом на авансирование и эскроу-счета в стране осталось совсем не так много застройщиков, способных потянуть крупные проекты. А значит,  сократилась и клиентура строительных экспертиз. 

Впрочем, нет худа без добра. Коммерческие строительные эксперты «отыгрывают» с другой стороны. Так, порядок проведения госэкспертизы изложен в 145-м постановлении Правительства, а негосударственной – в 272-м.  И на сегодняшний день доступ на рынок более льготен конечно же у «негосударственников».

Желая развить эту сферу частного бизнеса, государство установило невысокие критерии, соблюдая которые компания становится полноправным игроком экспертного рынка. Наличие пяти аттестованных экспертов, сайта организации и регламента проведения экспертизы позволяют фирме получить соответствующую аккредитацию в качестве компании-эксперта.

Других требований просто нет. Да и те требования, что есть, как видите, не слишком жесткие.

— Смотрите, аттестация государственных и негосударственных экспертиз резко различается. «Негосударственники» держат экзамены в один тур (компьютерное тестирование), кандидаты же в государственную экспертизу  сдают двухуровневые экзамены, — отмечает тот же Игорь Горячев.

 

Это создает серьезные проблемы с уровнем квалификации. Дело в том, что требования к обоим типам экспертов на законодательном уровне весьма расплывчаты. Да, нужно иметь профильное образование и ценз работы, связанный с инженерно-строительной отраслью. Однако, набор навыков и знаний для обладателя профильного образования в законах не указан (нет специальности «эксперт строительной экспертизы», чаще всего туда берут проектировщиков).

Все эти факторы, собранные вместе, создают серьезные преференции частной экспертизе, хотя как уже было сказано выше, ее показатели за прошедшие годы не слишком блестящи. Многие представители частного бизнеса специально выбирают государственную экспертизу из-за ореола большей надежности. Проекты же, финансируемые за бюджетные деньги или частные проекты с крупной долей  государственного участия идут в госэкспертизу без вариантов. Таким образом, частная экспертиза и  в выигрыше и в проигрыше одновременно.

Создается впечатление, что государство единожды (в 2011 году) объявив, что будет всемерно развивать  рынок частных экспертных услуг, теперь просто не может «сдать назад».

 

Единый реестр строительной экспертизы: от Москвы и до Находки…

«Черный понедельник» бывает не только на финансовых рынках, но и на рынке экспертном. Одна из главных проблем современного экспертного сообщества – общий недостаток высококвалифицированных специалистов и крайняя неравномерность развития. Одни регионы, например, Москва, имеют в активе большое количество экспертов, другие – не имеют вовсе.

Выход специалисты нашли в создании электронной базы (а фактически – биржи) экспертов. Также как на биржах фрилансеров, здесь будут выставляться тендеры по экспертизе отдельных объектов. Имея электронный кабинет, каждый эксперт сможет побороться за них, а выиграв,  выехать в отдаленный регион для выполнения заказа.

  

— Таким образом, ассоциация планирует выравнивать диспропорции в распределении ресурсов строительной экспертизы, — отмечает Горячев.

Правда, есть и подводные камни. Как известно Россия – страна огромная, и регионы могут различаться климатическими условиями кардинально. Строительные технологии на Чукотке и в Курской области отличаются примерно как небо и земля. Соответственно могут возникать проблемы и с подходами к экспертизе. Задача,  поставленная Ассоциацией – создание единого фундамента, если угодно — реестра экспертной оценки.

В документе должно быть прописано все то, что может быть обобщено в опыте строительной экспертизы, а именно сам порядок совершения экспертных операций и проверки тех или иных технологий.

При таком подходе строить на Чукотке и в Черноземье будут по-разному,  но проводить экспертизу станут по единым канонам.  По мысли специалистов, такое нововведение поможет максимально стандартизировать рынок услуг, а значит,  общероссийская биржа экспертов от Москвы и до Находки, от Калининграда до Камчатки сможет заработать в полную силу.

 

Камень преткновения

Одним из главных спорных вопросов на рынке экспертизы является вновь введенная процедура экспертного сопровождения.

Весь прошлый год по поводу процедуры шли дебаты – нужна ли она вообще или не нужна, кому она должна предоставляться, на каких условиях и в каком порядке. В итоге, 31 декабря 2019 было подписано постановление Правительства № 1948, в котором были конкретизированы шаги по реализации такого понятия, как экспертное сопровождение, хотя заложено оно было еще в 151-м ФЗ, принятом в августе прошлого года.

Ассоциации удалось убедить законодательную власть в том, что заложенная в законодательных актах цена такого сопровождения в размере 10 % от первоначальной экспертизы в течение года не покроет затрат экспертных организаций.  Причем не покроет очень значительно —  даже процентов на 20-25. Ведь каждый проект – разный, и предугадать объемы вносимых изменений в договорах на экспертное сопровождение невозможно.

 

— Сам заказчик приходит на заключение договора экспертного сопровождения только с одной,  двумя или тремя итерациями (последовательными изменениями в проекте — прим. авт.), — объясняют строительные эксперты. — Но если сложный проект, и эти первые две-три итерации потянут за собой следующие изменения, то в течение года, вы представляете, какие затраты понесет экспертная организация? И все это всего лишь для того, чтобы «отработать»  эти строительные изменения на предмет их соответствия или несоответствия нормам и выдать промежуточные заключения.

На рубеже 2019-2020 Ассоциация активно включилась в сбор вопросов и пожеланий своих членов по реализации постановления Минстроя № 1948. Напомним, что документ достаточно серьезно корректирует деятельность органов региональной экспертизы.  Есть неувязки, и задача Ассоциации на 2020-й год — как раз довести до логического завершения все те вопросы и разрывы в законодательстве верхнего (подзаконные акты Правительства) и нижнего (приказы Минстроя) уровня.

Такое новшество не станет манной небесной для строительного сектора, который страдает от кризисов (в том числе монополизации и затоваривания), но поможет расставить приоритеты,  установить стройную систему экспертной деятельности и  проложить вектор будущего развития отрасли.

Подготовил Даниил МАЦЕЙКО

Подробнее