Медицина без катастроф: за безопасностью на дорогах теперь следят и врачи

Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с трагическим исходом стало сегодня общей заботой и дорожников, и служб безопасности дорожного движения, и медиков. Недавно в Екатеринбурге прошла отраслевая конференция «Дорога-2019», в которой приняли участие не только представители дорожно-строительной отрасли, но и сотрудники ГИБДД, и врачи!

О роли врачей на федеральных трассах Свердловской области порталу «Строительство.RU» рассказал главный врач  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Территориальный центр медицины катастроф» (ГБУЗ «ТЦМК») Виктор ПОПОВ.

Глухие участки дорог: удалены и очень опасны

Работу по повышению безопасности передвижения по российским дорогам можно условно разделить на несколько разделов. Первый – это проектирование, строительство и ремонт дорожной сети с учетом требований безопасного движения. Сюда относится установка разделительных ограждений, обустройство искусственного освещения и.т.д.

Второй – деятельность служб безопасности дорожного движения. Сотрудники ГИБДД следят за скоростным режимом на трассах, установкой специальных дорожных знаков, подновлением разметки.

А вот еще об одном важном направлении обеспечения безопасности на дорогах — медицинском прикрытии федеральных трасс — впервые заговорили на дорожном форуме «Дорога-2019» в Екатеринбурге.

  

Что делать, когда ДТП уже произошло, и его участникам необходима госпитализация?

Возьмем Свердловскую область. Через нее проходят  четыре федеральных трассы. Общая их протяженность составляет 618 километров. Некоторые участки этих автобанов пролегают через  малонаселённые села и посёлки, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга. В этих населенных пунктах обычно есть небольшая больница со слабым медицинским оснащением. Зачастую в таких медучреждениях нет самого необходимого — нужных лекарств, диагностического оборудования.

Разумеется, не скрывает Виктор Попов, ДТП на глухом участке федеральной трассы, в результате, которого необходима медицинская помощь, гораздо опаснее, нежели ДТП в городе, где есть целый ряд больниц, куда можно доставить пострадавшего. В областном центре на вызов обычно приезжает реанимационная бригада. На селе же хорошо, если прибудет фельдшер. Понятно, что и внутреннее оснащении реанимобиля и  обычной скорой помощи существенно различается. Разным оказывается и время прибытие медиков   на место ДТП, которое произошло далеко от населенного пункта.

 

Экстренная помощь: как ее организовать

Именно поэтому  участки федеральных трасс вне населенных пунктов    считаются объектами повышенной опасности. И именно на них — уверены специалисты в области срочной медицинской помощи — необходимо так называемое «медицинское прикрытие».

 

 На федеральной дорожной сети Свердловской области  по поручению   Министерство здравоохранения Свердловской области была создана сеть трассовых медицинских пунктов. Зона ответственности каждого из них  составляет не более 40 километров. Тем самым  даже на край  зоны ответственности  врачи успевают  прибывать не более чем за 10 минут. Для особых случаев существует санитарная авиация.  Вертолет может доставить тяжелого пострадавшего с места аварии в областную больницу. Для эффективной работы вертолета его база должна находиться не более чем в 70 километрах от места ДТП.

Правда, нельзя не учитывать, что один летный час стоит 160 тысяч рублей. Также, особенно зимой, работа вертолета может быть невозможна по причине погодных условий.   Кроме того, квалификации пилота может оказаться недостаточно для работы в непогоду. Поэтому главный упор в работе службы медицинских катастроф делается на автотранспорт.

Здоровый сон и хорошая аптечка порой спасают жизнь

Важным моментом  медицинского прикрытия дорожной сети, как рассказал Виктор Попов, является и диагностика состояния водителей. Так, совместно с органами ГИБДД, медики стали проводить проверку, водителей (особенно большегрузных ТС) на их физической состояние. В частности на усталость. Для этого существует специальное оборудование. По результатам проверки при выявлении сонливости, переутомления, замедленной реакции и  т д. шофер добровольно-принудительно отправляется на отдых. Проще говоря, поспать. Затем его ждет новая проверка, если ее результаты положительные, то он едет дальше.

Отдельная тема — аптечка водителя. Обычно, хорошо если она вообще есть. А о том, что она в себя включает, лучше даже не говорить. Царапину замазать, забинтовать ногу — еще сгодится. Но в плане оказания помощи «тяжелому» пострадавшему она абсолютно бесполезна. Вопрос правильной комплектации таких аптечек, по мнению Виктора Попова, дложен быть рассмотрен на самом высоком уровне.

 

Многие забывают, что оказание первой помощи пострадавшим от ДТП является прямой обязанностью не только врачей, но и сотрудников ГИБДД. Но ситуации, когда они ее оказывают, являются скорее исключением, чем правилом. При этом, согласно  всем уставным документам, они эту первую помощь оказывать обязаны! 

Сотрудники дорожных служб тоже должны быть знакомы с основами первой медицинской помощи, так как случаются ситуации, когда они первыми оказываются на месте ДТП. Например, так бывает, когда авария случается в зоне производства дорожных работ: шофер, не увидев или проигнорировав временные дорожные знаки, попадает в аварию.

Поэтому в Свердловской области недавно был открыт специализированный учебный центр, где специалисты трассовой медицинской службы готовы обучить желающих оказанию первой медицинской помощи и расширенной первой медицинской помощи.

Все эти меры, по мнению Виктора Попова, способны значительно оздоровить ситуацию на дорогах.

Подготовил Станислав ДОНИН

Подробнее