Из 20 тыс. коммунальных начальников каждый десятый не сдал лицензионный экзамен, а 13% компаний, управляющих многоквартирными домами, не получили лицензию
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Все последние месяцы шла масштабная компания по лицензированию УК. Как объясняли власти, процесс был запущен для того, чтобы убрать с рынка недобросовестные управляющие компании. К маю процедура получения лицензий практически завершена. На днях министр строительства и ЖКХ Михаил Мень отчитался перед Президентом о результатах кампании, а позже рассказал о них и общественности.
Размышляя о том, как же можно аттестовывать УК (а необходимость оценивать их работу возникла давно), Минстрой и ЖКХ встал перед выбором: саморегулирование или лицензирование. В итоге все-таки остановились на последнем.
Саморегуляторам здесь не обломилось
— Когда управляющие компании в 2006-м году пришли на рынок, случилось так, что мы оставили людей один на один с ними, — рассказал Михаил Мень в интервью каналу Lifenews. — У власти практически не было возможности как-то реагировать на обращения и жалобы граждан.
Формат лицензирования дал власти нужные рычаги для того, чтобы влиять на недобросовестных игроков рынка ЖКХ. Так, в рамках процедуры лицензирования были проведены экзамены руководителей компаний, управляющих многоквартирными домами. И, между прочим, из 20 тысячкоммунальщиков2 тыс. их не сдали! Как сообщил Михаил Мень, они не смогли ответить на достаточно простые вопросы, связанные с законодательством в сфере ЖКХ, что само по себе достаточно показательно.
По итогам лицензионной кампании порядка 13% всех УК, имеющих в управлении один или несколько домов, не получили лицензию. Отзыв лицензий связан, по словам министра, в основном с информационной непрозрачностью фирм, непредоставлением населению нужных сведений.
Многих беспокоит вопрос: а что же теперь будет с теми домами, УК которых не прошли лицензирование.
— Здесь мы четко прописали порядок действий, — успокоил министр. — Если управляющая компания не получила лицензию, то пока люди не приняли решение о ее замене, она обязана продолжить свою работу до часа «икс». В реальности же может случиться так, что «обиженная» компания начнет впрямую саботировать свои обязанности.
Проблема была проработана с Госдумой и Общероссийским народным фронтом, в результате родилось решение: дополнить инструкцию двумя вариантами развития событий. Первый — приглашение для временного управления домом муниципальной компании, и второй — привлечение одной из тех компаний, которые работают по соседству и уже получили лицензию. —
На сегодня всего 2% домов остались без управления, — говорит министр. — Но и с ними вопрос будет решен в ближайшее время.
Любое нововведение вызывает массу споров, несогласий, порой элементарного непонимания. Не стала исключением из этого правила и процедура лицензирования УК. В ходе лицензирования управляющих компаний в Минстрой и ЖКХ РФ поступило немало жалоб, по которым сотрудники министерства оперативно выезжали на место. В одних случаях это были действительно конструктивные жалобы, когда в деятельности жилинспекций выявлялись реальные нарушения. В других — оговор, попытка управляющей компании, не получившей лицензию, пролоббировать какие-то свои интересы. Сотрудники ведомства добросовестно разбирались с каждой претензией.
Кто даст УК шанс исправиться
По новым правилам достаточно двух жалоб, чтобы у управляющей компании, обслуживающей дом, отобрали лицензию.
— Раньше де-юре люди, конечно, могли повлиять на ситуацию, но де-факто сложно было что-то изменить, — объясняет Михаил Мень. — Теперь же если в доме имеются два конкретных факта, указывающих на плохую работу УК, такая компания без разговоров лишается права управлять домом.
А если таких «отобранных» домов у компании насчитывается 15% от общего количества находящихся в управлении, то лицензия у нее вообще изымается, а руководитель на три года отстраняется от управляющей деятельности.
Кто должен контролировать работу УК? По мнению министра, только сами люди могут обеспечить по-настоящему качественный контроль. Никакие «дяденьки инспектора», как выразился Михаил Александрович, просто физически не смогут отсмотреть каждый дом — а многоквартирных домов у нас в стране около 2,5 млн.
— Здесь очень важна активность самих жителей, — подчеркивает министр. — Именно в расчете на их гражданскую зрелость мы прописали и некоторые «страховочные» механизмы — например, право вето. То есть, если все-таки события пошли по не самому приятному алгоритму и компания получила две «желтые» карточки, жители могут ее спасти, наложив право вето на решение о лишении данной УК лицензии. Так вполне может случиться, если «прегрешения» компании не слишком серьезны, а раньше она не допускала проколов. Почему бы не дать ей еще один шанс?
Отшатнется ли бизнес от «коммуналки»
В прессе активно муссируются слухи о том, что из-за ужесточения требований к УК бизнес из жилищно-коммунальной сферы может уйти.
— Были такие опасения, — не скрывает министр. — Мол, представители бизнеса испугаются и будут обходить сферу ЖКХ стороной. Надеюсь, что этого не произойдет. Смотрите сами. С 1 мая началось лицензирование новых компаний, которые впервые пришли на этот рынок. Если действующих компаний было 12 тысяч, то только за один месяц вновь зарегистрировалось еще 2 тысячи.
Это, по мнению министра, лишь подтверждает, что ЖКХ — нормальный, окупаемый бизнес. Просто не нужно к людям «относиться по-свински». И если добросовестно управлять домом, люди будут за это благодарны.
Еще один момент, в котором обвиняют коммунальные службы, — это рост тарифов. Депутаты левых фракций даже заявили, что нужно ввести мораторий на рост тарифов на коммуналку.
Министр строительства согласился, что растущие тарифы — это никуда не годится. Но пояснил: регламентироваться будет не сам тариф, а рост совокупного платежа граждан — он не должен превышать определенных размеров. Если же какие-то форс-мажорные обстоятельства все-таки заставляют повысить тарифы, то организация-поставщик ресурсов на уровне своего муниципалитета должна доказательно объяснить людям, почему это произошло.
Подготовила Елена ШАТАЛИНА