Почему мир завоевывают быстровозводимые здания
Наша жизнь потихоньку стандартизируется. Все становится проще, компактнее, мобильнее. Но и удобнее. Модульные здания оптимально вписываются в новую картину мира. Собрать новый объект как конструктор, с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов – воплощенная мечта человечества.
Правда, ради этой мечты приходится чем-то жертвовать. Обратная сторона стандартизации – единообразие. Чему мир, в конце концов, отдаст предпочтение: быстроте и дешевизне или непохожести и индивидуальности? Ответ неочевиден. По крайней мере, пока.
Десять этажей – за один день
Китайскую компанию BROAD (Broad Sustainable Building) любят приводить в пример, если речь заходит о преимуществах модульного строительства. Действительно, успехи компании впечатляют: сначала здесь научились возводить здания со скоростью три этажа в день, потом – 5-6 этажное здание за 1 день. В 2010 году компания построила 57-этажный небоскреб всего за 19 дней. И, наконец, триумфальный результат – 11-этажное здание за 28 часов.
Секрет феноменальной скорости строительства – в использовании готовых модулей. На сройплощадку доставляется модуль-элемент, практически готовая модуль-квартира или целая модуль-рекреация.
Ценные умения компании очень пригодились, когда началась пандемия ковида: ведь в это тяжелое время нужно было строить быстро и, что немаловажно, достаточно качественно. В Китае появились десятки, если не сотни, модульных госпиталей и клиник, где оказывалась помощь тяжелым ковидным больным.
Но модули использовались, конечно же, не только для «скоростного» строительства больниц. За последние 6 лет компания построила 58 зданий, соответствующих требованиям устойчивости при землетрясениях мощностью 9 баллов, с повышенным коэффициентом энергоэффективности и качеством внутреннего воздуха в десятки раз раз выше уличного.
В 2018 году BROAD разработала здание Holon Building, которое положило начало глобальной инициативе «1000-летнее Holon Building на защите человечества».
Сегодня, как рассказала на недавнем Форуме 100+ TechnoBuild старший вице-президент BROAD Group Жюльет Цзян, здания под брендом BROAD практически полностью производятся на фабриках компании. То есть, это полноценный заводской продукт. Готовый модуль доставляется на строительную площадку в виде контейнера. В реальности – транспортировка происходит в бесконтейнерном режиме. Потому что контейнер – это и есть элемент здания в готовом виде.
Сегодня поезда из фур, груженых контейнерами, передвигаются по трассам страны, доставляя груз за тысячи километров от родного завода.
В Китае хорошо для себя уяснили: технология Prefab (prefabricated – предварительно, серийно изготовленный) для страны выгодна!
От складов и цехов к жилью и социальным объектам
Можем ли мы у себя, в России, с такой же уверенностью утверждать, что за Prefab будущее? И выгодно ли нам перевозить элементы зданий за тысячи километров, да пусть даже и за сто? Или все-таки для нас ближе и роднее традиционное строительство?
Ответ на этот вопрос пытаются дать российские компании, которые активно пробуют, нет, не продвинуться на рынок Prefab (поскольку такового у нас, в полноценном виде, пока нет), а пока лишь сформировать спрос на продукцию подобного рода. И кое-что уже получается.
Спецификация быстровозводимых зданий у нас и за рубежом немножко разная. У них из модулей сроят жилые дома, офисы, магазины, гостиницы – трудно вспомнить, чего не строят. У нас – это, в основном, производственные и сельскохозяйственные помещения, склады, объекты бытового назначения.
Отрадно, когда отечественные компании стараются расширить привычный перечень объектов модульного строительства. На недавнем Форуме 100+ в Екатеринбурге были продемонстрированы, например, возможности российской компании «ВагонДома», которая строит из модулей практически все: от бытовок и вахтовых домиков для Севера до жилых малоэтажек, культурных объектов и объектов здравоохранения.
В 2012 году, после старта проекта «Здравоохранение», по всей стране началось строительство ФАПов — фельдшерско-акушерских пунктов — где широко применялась технология блочно-модульного строительства.
В компании решили: час «префаба» настал. За несколько лет «ВагонДома» построила в Свердловской области 127 ФАПов, полностью закрыв нужды уральского региона в фельдшерско-акушерской помощи. Все ФАПы построены по типовым проектам, утвержденным местным Минстроем, в соответствии со всеми требованиями, предъявляемым к зданиям такого типа.
Но на этом компания не остановилась. Позднее, 12 ФАПов было возведено в Ненецком автономном округе – на территориях с очень непростыми условиями строительства.
— Модульная технология позволяет строить там, где затруднено, запрещено или экономически нецелесообразно капитальное строительство. Кроме того, из модулей можно строить быстро и с минимальными человеческими и материальными ресурсами, — говорит представительница компании «ВагонДома» Ольга Елпанова.
Например, в Ненецком АО пришлось работать в сложных климатических и геологических условиях. Справляться с отсутствием на месте нужной строительной техники, дефицитом электроэнергии. Кроме того, отсутствовали места для проживания строительных бригад. Можно добавить сюда сложную логистику и «никакую» транспортную инфраструктуру – и получите весь спектр трудностей, которые пришлось преодолевать строителям. Но именно Prefab – модульная технология – помогла справиться со всеми препятствиями. Более того, стала единственно возможной технологией в этих условиях.
…Изготовление каркаса, наружная обшивка, покраска, утепление, внутренняя отделка, монтаж электросети, сантехники и даже мебели – все эти операции в модульной технологии обычно производятся в заводских условиях. Дальше происходит транспортировка готовых блоков на стройплощадку. А здесь остается только смонтировать блоки на уже заложенный фундамент, заделать стыки, подсоединить к инженерным сетям, обустроить входную группу. И всё: объект готов.
Посмотрели, научились, внедрили
Некоторые российские компании, начав со строительства с использованием модулей иностранного производства, со временем освоили такое производство на собственных линиях.
Одна из таких компаний – ГК «Прозрачный мир». Занимается модульным строительством с 2008 года. Причем проектирует именно инфраструктурные и социальные объекты, что ценно. Компания имеет собственное проектное, производственное и строительное подразделение, что позволяет реализовывать объекты с модульной технологией своими силами.
С 2018 года компания специализируется на производстве транспортабельных блоков под немецким брендом «SP-Modul». Объекты, возводимые до недавнего времени в России, собирались в Германии и Турции. С 2018 года, на базе немецкой технологии такие же модули компания стала изготавливать сама, на своей производственной площадке в Твери. Сегодня построено уже более 26 объектов. Среди них Федеральные центры кардиохирургии в Астрахани и Пензе, Центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Смоленске.
— Строительство по технологии Prefab может применяться в качестве основной технологии при строительстве малоэтажного и среднеэтажного жилого фонда, зданий общественного назначения и инфраструктурных объектов. Причем независимо от исходных параметров и заданных технических условий, — считает генеральный директор ПСК «Прозрачный мир» Армен Миракян.
В числе преимуществ, которые привлекают строительные компании в модульной технологии, обычно называются:
— быстрота и экономичность
— заводское изготовление, не зависящее от погодных условий
— неизменная цена и сроки изготовления
— более короткое (почти наполовину) время строительства
— гибкость, можно задать любой размер и конфигурацию здания
— легкость изменения параметров
— возможность возведения больших безопорных пролетов
Те, кто занимается мини-«префабом», добавляют сюда:
— учет особенностей небольших населенных пунктов
— высокую устойчивость зданий к снеговым и ветровым нагрузкам
— антивандальное исполнение
— возможность демонтажа и переноса объекта в другое место
— минимальное вмешательство в окружающую среду
Большие, продвинутые, компании идут еще дальше, насыщая свои модульные здания атрибуцией «умного» дома. В той же BROAD, например, принят стандарт строительства зданий с почти нулевым потреблением энергии. А система свежего воздуха BROAD производит свежий воздух, в разы чище уличного.
Что может помешать
Популярность модульных зданий как во всем мире, так и у нас растет. Препятствиями для дальнейшего продвижения технологии на отечественный рынок, пожалуй, могут стать лишь три вещи.
Первое – транспортировка и логистика. Доставка крупных элементов зданий на большие расстояния может серьезно влиять на целостность дорожного полотна. Кроме того, сама перевозка – недешевое удовольствие, ее стоимость может превышать экономический эффект, полученный от высокой скорости строительства. Кстати, та самая китайская BROAD решила эту дилемму, придумав суперлегкую, легко транспортируемую плиту из нержавеющей стали B-CORE. Из таких плит-блоков компания и собирает все свои здания.
Второе – стандартизация. Чтобы осуществить качественный монтаж здания на стройплощадке, его элементы должны идеально (чуть ли не до сантиметра!) подходить друг другу. А этого можно достичь только за счет максимальной стандартизации всех частей возводимого объекта. А значит об архитектурных изысках здесь говорить уже не приходится.
Третье – конкурентные технологии. Пока 3D принтеры не умеют быстро печатать здания, но, вероятно, скоро научатся. И в этом случае модульной технологии придется всерьез отстаивать свое право на жизнь в качестве самого быстрого способа строительства.
Что в итоге окажется более эффективным и победит? Посмотрим.
Елена МАЦЕЙКО