Московская индустриализация: от метода Генри Форда к бизнес-инкубаторам

Без крупного индустриального сектора такому большому городу, как Москва, прожить будет трудно, считают городские власти и большинство экспертов. Что делать?


Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

Нынешний экономический кризис наглядно показал, что складывающая в Москве моноэкономика, ориентированная преимущественно на финансы и оказание услуг, ущербна: ей не хватает динамизма и способности изменяться в зависимости от обстоятельств. Без крупного индустриального сектора столь большому городу прожить будет трудно. К такому практически единодушному мнению пришли участники панельной дискуссии «Развитие промышленного и инвестиционного потенциала Москвы», которая прошла в рамках недавнего Московского урбанистического форума.

 

Как все начиналось и чем кончилось

Более 100 лет назад в районе нынешнего Савеловского вокзала располагался Бутырский хутор. Там паслось стадо молочных коров — одно из лучших в России. Шло время, буренки отсюда исчезли, а вместо них территория стала застраиваться домами для рабочих, а на месте сельскохозяйственных угодий появились производства.

Этот процесс, многократно усиленный после революции, продолжился в эпоху социалистической индустриализации. В результате в Белокаменной были построены предприятия-гиганты. Старая патриархальная Первопрестольная превратилась в город-завод. А заводы в пролетарской красной Москве были потому огромные, что создавались по методу Генри Форда — когда путем интеграции всех цехов на одной площадке сосредоточивались все основные производственные циклы — от выплавки металла до сборки конечной продукции.

Однако этот тренд стал показывать свою неэффективность уже во второй половине прошлого века, а к началу века нынешнего, по большому счету, завершил свое существование. На смену ему пришли компактные предприятия с максимальным разделением труда. Началась эра децентрализации производства.

Но и этот этап тоже когда-то завершится. И готовиться к такому повороту событий нужно загодя. Не зря многие мегаполисы заранее заявляют о своих будущих приоритетах. А Москве в данный момент следует максимально использовать те возможности, которые у нее пока есть. Что это за возможности?

 

База для рывка

На протяжении последней четверти ХХ века в столице России шел процесс деиндустриализации. Это негативно отражалась на экономике города. Известно, что каждый процентный пункт роста ВВП рождает спрос в 300 тыс. кв. м. офисной площади и торговых центров.

С началом кризиса положение изменилось: стал падать потребительский спрос, товарооборот снизился на 10%. На повестку дня во весь рост встал вопрос: как сбалансировать развитие столицы? В первую очередь речь идет о воссоздании промышленного потенциала столицы, хотя во многом — на другой технологической основе.

Слава богу, для такого рывка в городе существует солидная база. В Москве 208 промышленных зон, которые раскинулись на территории свыше 2 тыс. га. Это 4700 земельных участков! Причем далеко не все промзоны утратили свой экономический потенциал.

По словам заместителя руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Павла Панова, было исследовано 106 промзон, в которых располагаются 256 тыс. компаний. Понятно, что не все они занимаются производственной деятельностью. И только 7,4 тыс. компаний являются собственниками занимаемой ими недвижимости. В ближайшие годы городу предстоит выполнить огромную работу по преобразованию этих территорий.

Сегодня в обрабатывающем производстве столицы заняты 700 тыс. москвичей. В 2014 году городская промышленность произвела продукции более чем на 1,5 трлн руб. За последние 5 лет возникло 700 новых предприятий. Появилась и новая инновационная инфраструктура: она представлена техно- и иннополисами, бизнес-инкубаторами. За последние три года статус технопарков обрели 20 территорий.

 

Морковки для инвесторов

После девальвация рубля возникли новые стимулы для развития промышленного кластера города. Снизились издержки: анализ показывает, что в разных сегментах они упали на уровне от 30% до 50%. Это создает хороший задел для повышения конкурентоспособности столичной промышленности. А ее шансы на возрождение и без того были весомы.

В первую очередь следует назвать два фактора: самые высококвалифицированные в стране кадры и максимально выгодное транспортное положение. По словам руководителя Департамента городского имущества правительства Москвы Владимира Ефимова, город готов предложить инвесторам и промышленникам четыре формы поддержки. Это налоговые льготы для эффективных производств; создание нужной инфраструктуры; вовлечение земельных участков в промышленный оборот; дополнительные гарантии столичных властей от неэкономических рисков.

Вот один из примеров того, как собирается действовать городская власть. Если предприятие эффективно использует городскую землю, оно получает ряд преференций по ее оплате. А если, наоборот, плохо, то такое производство облагается дополнительным налогом.

Чтобы избежать в этом вопросе субъективизма, разработаны критерии оценки: объем инвестиций в производство на 1 га земельного участка; объем выручки высокотехнологичного производства, который должен быть равен 300 млн руб. с одного гектара в годовом исчислении; зарплата на одного рабочего на 1 га.

Если выполняются эти и ряд другие параметров, то такое предприятие может претендовать на дополнительные льготы: снижение арендной платы за землю, уменьшение земельного налога и налога на прибыль. В среднем налогооблагаемая база может сократиться на 10%, а для самых передовых компаний — до 25%. Помимо этого получить налоговые льготы имеют шансы новые инвестиционные проекты с объемом до 1 млрд руб.

Определены и приоритетные для столицы отрасли: это фармацевтика, производство медицинских изделий, авиастроение, информационные технологии, биохимия, микроэлектроника, выпуск автокомпонентов, строительных материалов и оборудования, пищевая промышленность.

 

Территория заблуждений

Впрочем, успех новой индустриализации столицы зависит не только от усилий местных властей, но и от того, подключатся ли к этой работе инвесторы. Как склонить их к такому сотрудничеству?

Бытует мнение, что в силу известных причин Москва — далеко не самый благоприятный град для инвестиций. Но многое тут зависит от угла зрения.

Например, заместитель генерального директора Renault в России Игорь Титов с такой постановкой вопроса категорически не соглашается. Он считает, что столица России весьма благоприятна для ведения бизнеса. Другое дело, что есть целый ряд заблуждений, которые нужно рассеивать.

Заблуждение №1: в Москве кадры стоят дорого, здесь высокая плата за земельные участки. Внешне это так, но все надо сравнивать с уровнем производительности труда, учитывать, какова доля заработной платы в себестоимости продукта. И здесь Москва в лидерах: москвичи лучше многих своих соотечественников умеют эффективно и быстро работать.

Заблуждение №2: в Москве очень дорогая земля. Да, она дорогая, но, во-первых, это стимулирует использовать ее с максимальной эффективностью, а, во-вторых, в некоторых регионах она еще дороже.

Заблуждение №3: из-за транспортного коллапса и пробок в Москве трудно обеспечить транспортное обслуживание предприятий. Такие проблемы существуют, но они искупаются лучшей транспортной логистикой в стране. Москва — главный транспортный узел России, все пути идут в столицу или ведут из нее. Если правильно использовать это преимущество, можно экономить на транспортных расходах до 20%. Проблема в том, говорит Игорь Титов, что многие инвесторы не осведомлены об этом, не знают реальных цифр.

Развитие нового промышленного потенциала Москвы — задача очень непростая. За последние четверть века город сильно утратил навыки индустриального производства, потерял многие предприятия, в значительной степени превратился в город-рантье, живущий с доходов от своего столичного статуса и главного финансового центра страны. Но в какой-то момент эти доходы начали сокращаться.

Сама жизнь заставляет Москву приступить к новой стадии индустриализации, без нее эффективную городскую экономику не построить. Местные власти разработали программу реализации этого плана. Сработает ли она, покажет время.

Владимир ГУРВИЧ

Фото chistoprudov.ru, kommersant.ru, sdelanounas.ru, stroi.mos.ru, dmir.ru

Подробнее