Без крупного индустриального сектора такому большому городу, как Москва, прожить будет трудно, считают городские власти и большинство экспертов. Что делать?
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Нынешний экономический кризис наглядно показал, что складывающая в Москве моноэкономика, ориентированная преимущественно на финансы и оказание услуг, ущербна: ей не хватает динамизма и способности изменяться в зависимости от обстоятельств. Без крупного индустриального сектора столь большому городу прожить будет трудно. К такому практически единодушному мнению пришли участники панельной дискуссии «Развитие промышленного и инвестиционного потенциала Москвы», которая прошла в рамках недавнего Московского урбанистического форума.
Как все начиналось и чем кончилось
Более 100 лет назад в районе нынешнего Савеловского вокзала располагался Бутырский хутор. Там паслось стадо молочных коров — одно из лучших в России. Шло время, буренки отсюда исчезли, а вместо них территория стала застраиваться домами для рабочих, а на месте сельскохозяйственных угодий появились производства.
Этот процесс, многократно усиленный после революции, продолжился в эпоху социалистической индустриализации. В результате в Белокаменной были построены предприятия-гиганты. Старая патриархальная Первопрестольная превратилась в город-завод. А заводы в пролетарской красной Москве были потому огромные, что создавались по методу Генри Форда — когда путем интеграции всех цехов на одной площадке сосредоточивались все основные производственные циклы — от выплавки металла до сборки конечной продукции.
Однако этот тренд стал показывать свою неэффективность уже во второй половине прошлого века, а к началу века нынешнего, по большому счету, завершил свое существование. На смену ему пришли компактные предприятия с максимальным разделением труда. Началась эра децентрализации производства.
Но и этот этап тоже когда-то завершится. И готовиться к такому повороту событий нужно загодя. Не зря многие мегаполисы заранее заявляют о своих будущих приоритетах. А Москве в данный момент следует максимально использовать те возможности, которые у нее пока есть. Что это за возможности?
База для рывка
На протяжении последней четверти ХХ века в столице России шел процесс деиндустриализации. Это негативно отражалась на экономике города. Известно, что каждый процентный пункт роста ВВП рождает спрос в 300 тыс. кв. м. офисной площади и торговых центров.
С началом кризиса положение изменилось: стал падать потребительский спрос, товарооборот снизился на 10%. На повестку дня во весь рост встал вопрос: как сбалансировать развитие столицы? В первую очередь речь идет о воссоздании промышленного потенциала столицы, хотя во многом — на другой технологической основе.
Слава богу, для такого рывка в городе существует солидная база. В Москве 208 промышленных зон, которые раскинулись на территории свыше 2 тыс. га. Это 4700 земельных участков! Причем далеко не все промзоны утратили свой экономический потенциал.
По словам заместителя руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы Павла Панова, было исследовано 106 промзон, в которых располагаются 256 тыс. компаний. Понятно, что не все они занимаются производственной деятельностью. И только 7,4 тыс. компаний являются собственниками занимаемой ими недвижимости. В ближайшие годы городу предстоит выполнить огромную работу по преобразованию этих территорий.
Сегодня в обрабатывающем производстве столицы заняты 700 тыс. москвичей. В 2014 году городская промышленность произвела продукции более чем на 1,5 трлн руб. За последние 5 лет возникло 700 новых предприятий. Появилась и новая инновационная инфраструктура: она представлена техно- и иннополисами, бизнес-инкубаторами. За последние три года статус технопарков обрели 20 территорий.
Морковки для инвесторов
После девальвация рубля возникли новые стимулы для развития промышленного кластера города. Снизились издержки: анализ показывает, что в разных сегментах они упали на уровне от 30% до 50%. Это создает хороший задел для повышения конкурентоспособности столичной промышленности. А ее шансы на возрождение и без того были весомы.
В первую очередь следует назвать два фактора: самые высококвалифицированные в стране кадры и максимально выгодное транспортное положение. По словам руководителя Департамента городского имущества правительства Москвы Владимира Ефимова, город готов предложить инвесторам и промышленникам четыре формы поддержки. Это налоговые льготы для эффективных производств; создание нужной инфраструктуры; вовлечение земельных участков в промышленный оборот; дополнительные гарантии столичных властей от неэкономических рисков.
Вот один из примеров того, как собирается действовать городская власть. Если предприятие эффективно использует городскую землю, оно получает ряд преференций по ее оплате. А если, наоборот, плохо, то такое производство облагается дополнительным налогом.
Чтобы избежать в этом вопросе субъективизма, разработаны критерии оценки: объем инвестиций в производство на 1 га земельного участка; объем выручки высокотехнологичного производства, который должен быть равен 300 млн руб. с одного гектара в годовом исчислении; зарплата на одного рабочего на 1 га.
Если выполняются эти и ряд другие параметров, то такое предприятие может претендовать на дополнительные льготы: снижение арендной платы за землю, уменьшение земельного налога и налога на прибыль. В среднем налогооблагаемая база может сократиться на 10%, а для самых передовых компаний — до 25%. Помимо этого получить налоговые льготы имеют шансы новые инвестиционные проекты с объемом до 1 млрд руб.
Определены и приоритетные для столицы отрасли: это фармацевтика, производство медицинских изделий, авиастроение, информационные технологии, биохимия, микроэлектроника, выпуск автокомпонентов, строительных материалов и оборудования, пищевая промышленность.
Территория заблуждений
Впрочем, успех новой индустриализации столицы зависит не только от усилий местных властей, но и от того, подключатся ли к этой работе инвесторы. Как склонить их к такому сотрудничеству?
Бытует мнение, что в силу известных причин Москва — далеко не самый благоприятный град для инвестиций. Но многое тут зависит от угла зрения.
Например, заместитель генерального директора Renault в России Игорь Титов с такой постановкой вопроса категорически не соглашается. Он считает, что столица России весьма благоприятна для ведения бизнеса. Другое дело, что есть целый ряд заблуждений, которые нужно рассеивать.
Заблуждение №1: в Москве кадры стоят дорого, здесь высокая плата за земельные участки. Внешне это так, но все надо сравнивать с уровнем производительности труда, учитывать, какова доля заработной платы в себестоимости продукта. И здесь Москва в лидерах: москвичи лучше многих своих соотечественников умеют эффективно и быстро работать.
Заблуждение №2: в Москве очень дорогая земля. Да, она дорогая, но, во-первых, это стимулирует использовать ее с максимальной эффективностью, а, во-вторых, в некоторых регионах она еще дороже.
Заблуждение №3: из-за транспортного коллапса и пробок в Москве трудно обеспечить транспортное обслуживание предприятий. Такие проблемы существуют, но они искупаются лучшей транспортной логистикой в стране. Москва — главный транспортный узел России, все пути идут в столицу или ведут из нее. Если правильно использовать это преимущество, можно экономить на транспортных расходах до 20%. Проблема в том, говорит Игорь Титов, что многие инвесторы не осведомлены об этом, не знают реальных цифр.
Развитие нового промышленного потенциала Москвы — задача очень непростая. За последние четверть века город сильно утратил навыки индустриального производства, потерял многие предприятия, в значительной степени превратился в город-рантье, живущий с доходов от своего столичного статуса и главного финансового центра страны. Но в какой-то момент эти доходы начали сокращаться.
Сама жизнь заставляет Москву приступить к новой стадии индустриализации, без нее эффективную городскую экономику не построить. Местные власти разработали программу реализации этого плана. Сработает ли она, покажет время.
Владимир ГУРВИЧ
Фото chistoprudov.ru, kommersant.ru, sdelanounas.ru, stroi.mos.ru, dmir.ru