Когда товарооборот между Россией и Китаем рос, мост из Благовещенска в Хэйхэ не строили, когда стал падать — решили его возводить. Это по-нашему
На днях во время проведения в Харбине 27-й Международной торгово-экономической ярмарки подписана финальная версия концессионного договора в отношении пограничного мостового перехода через реку Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ.
Мост больших надежд
Под документом поставили свои подписи министр транспорта и строительства правительства Амурской области Андрей Тягло, с китайской стороны — начальник департамента транспорта провинции Хэйлунцзян Юй Фэй и генеральный директор совместной российско-китайской компании Хуан Юнь Юн.
Подписание документа стало итогом длительного переговорного марафона между двумя сторонами. Финальную их стадию провели губернатор Амурской области Александр Козлов и его китайский коллега — губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао.
«Концессионный договор — это завершение «бумажной» стадии перед началом строительства моста, — рассказал региональный министр транспорта Андрей Тягло. — Но без этого документа оно не может начаться. Соглашение определяет порядок сооружения объекта, его сроки и объемы. После заключения контракта предстоит определить порядок взимания платы, заключить кредитный договор, получить результаты госэкспертизы и приступать непосредственно к строительству».
С важной оценкой достигнутого соглашения согласны и китайские партнеры. «Нам посчастливилось подписывать этот документ, мы шли к этому историческому моменту, — заявил губернатор провинции Хэйлунцзян Лу Хао. — Делается очень многое, подготовка к строительству велась около 30 лет. Изменились составы рабочих групп, предыдущие губернаторы вели эту работу, и мы счастливы, что можем подписать это концессионное соглашение с самым молодым губернатором России. Мы связываем с этим мостом очень большие надежды», — резюмировал глава соседнего с Россией китайского региона.
От экономики к геополитике
Мост через реку Амур станет первым трансграничным железнодорожным мостом. Первые переговоры о необходимости его строительства датируются уже далеким 1993 годом. Тогда же был разработан проект общей стоимостью $150 млн. Но он так и не был реализован.
Однако переговорный процесс не затухал, в нем участвовали в основном администрация Амурской области и делегация Народного правительства Хэйхэ.
В 2003 году удалось даже договориться, что финансирование строительства моста через Амур, который должен соединить российский Благовещенск и китайский Хэйхэ, полностью возьмет на себя китайская сторона. Тем не менее тогда дальше намерений дело не продвинулось.
Однако необходимость в такой переправе была настолько очевидной, что переговоры несколько раз возобновлялись. Но все с тем же результатом. Причина того, что стороны никак не могли прийти к окончательному решению, по словам Галины Бусловой, бывшего председателя Законодательного собрания Амурской области, а ныне его депутата, состояла в том, что эту идею не поддерживало Правительство России.
В качестве аргумента выдвигался такой довод: мы не можем обосновать и доказать свои объемы перевозок на китайскую сторону, а строить мост для наших соседей Российская Федерация не желает, даже используя инвестиции китайской стороны.
Впрочем, похоже, времена изменились, и российская сторона дала окончательное добро на реализацию этого проекта.
О необходимости нового моста говорят такие факты. Сейчас объезд, дабы попасть в Китай, составляет почти 3,5 тыс. км (!), летом же возводится понтонная переправа. С вводом стационарного моста, по прогнозам специалистов, грузооборот вырастет в 10 раз: с нынешних 300 тыс. т до 3 млн т.
С двух сторон
Стоимость проекта составляет 19 млрд руб., но ни копейки из федерального бюджета РФ потрачено не будет: специально созданная для строительства моста российско-китайская компания получит заем от Банка КНР на 20 лет, а залогом возврата будет право взимания платы за проезд. К слову, в отличие от российской, строительство китайской части будет осуществляться за счет государственных инвестиций.
Соучредителем СП с российской стороны является УСК «Мост», входящая в одноименную группу компаний, принадлежащую известному предпринимателю Руслану Байсарову.
Строить мост будут с двух сторон: с нашей — российские подрядчики, со стороны КНР — китайские. Объем финансирования российской части оценивается в 14 млрд руб.
Две трети пограничного мостового перехода расположатся на российской территории. Наша часть этого сооружения будет включать подъезд к автомобильной федеральной трассе «Амур», мост через протоку Каникурган и мост через основное русло реки Амур. Проектом предусматривается строительство автомобильного моста и канатной дороги. Оставшаяся треть мостового перехода расположится в соседнем Китае.
Как заявил Петр Романенко, начальник Амурского отдела ОАО «Института Гипростроймост» (это учреждение является основным исполнителем проектных и изыскательских работ по данному объекту), в настоящее время ведется разработка проектной документации. Положительное заключение на нее планируются получить уже в июле, и сразу же после этого начнется возведение автомоста. Его ввод в эксплуатацию намечен на 2019 год.
Одного моста мало
Впрочем, мост в районе Благовещенска — не единственная автомобильная переправа, которая должна соединить российский и китайский берега реки Амур.
Более 10 лет велись переговоры о строительстве моста в Еврейской автономной области. Наконец, летом 2013 года было подписано российско-китайское соглашение о строительстве этого объекта.
Китайская сторона приступила к работам через полгода после подписания договора, и, как принято у наших трудолюбивых и юрких соседей, времени зря не теряла. Китайцы уже построили 1 755 м железнодорожного моста через реку Амур в Еврейскую автономную область, установили 17 опор и 16 пролетов.
А вот Россия, как часто у нас водится, не спешила выполнять договор и долго искала деньги на проект. В результате строительство моста на некоторое время практически остановилось, поскольку китайцы отказались возводить его с российской территории. Хотя, по словам губернатора ЕАО Александра Левинталя, свою часть работы китайцы выполнили на 75%.
В августе 2015 года часть необходимых на возведение железнодорожного мостового перехода средств в объеме 2,5 млрд руб. пообещали выделить из Фонда развития Дальнего Востока.
Теперь главной загвоздкой с российской стороны стал поиск подрядной организации. И вот она нашлась: мост будет возводить… все та же УСК «Мост», которая участвует и в строительстве транспортного перехода через Амур из Благовещенска в Хэйхэ.
Соответствующее соглашение было заключено буквально на днях — 2 июня 2016 года. Причем перед компанией поставлена задача сократить сроки строительства, которое по плану должно занять два года.
Инвестиции в будущее
Когда замышляли эти масштабные стройки, российско-китайские экономические отношения, как и мировая экономика в целом, находились на подъеме. Однако сегодня ситуация поменялась, и теперь необходимость возведения мостов через Амур диктуется скорее не экономическими, а геополитическими причинами.
Только по итогам 2015 года товарооборот между Россией и Китаем снизился на $20 млрд и составил $69 млрд. Поэтому экономическое значение мостов, исходя из этих цифр, вряд ли за последнее время так сильно выросло.
С другой стороны, появление мостовых переходов через Амур будет способствовать росту взаимной торговли. Так что деньги, затраченные на эти проекты, с полным основанием можно назвать инвестициями в будущее. И, как показывает мировой опыт, если такие вложения сделаны правильно, в нужном месте и с хорошим качеством, то в дальнейшем они окупаются сторицей и приносят большую пользу всем сторонам.
Владимир ГУРВИЧ
Фото: asn24.ru, nesiditsa.ru, fotki-yandex.ru, portamur.ru