Мурино: почти город, но еще не сад

Мурино: почти город, но еще не сад

Экспертный совет по комплексному развитию территорий Российской гильдии управляющих и девелоперов совместно с газетой «Строительный еженедельник» провели открытое заседание на тему» Мурино — новый город спутник Петербурга». Уже к концу 2015 года в Мурино может жить около 50 тыс. человек, а за 10 лет население может увеличиться до 150 тыс.

Застройщики облюбовали Мурино примерно пять лет назад. Постепенно на месте беспорядочно застроенной территории создается комфортная городская среда. Но по-прежнему остро стоят вопросы обеспеченности детскими садами, школами, поликлиниками, дорожной сетью, рабочими местами. По данным «Петербургской недвижимости», в Мурино строится 30 жилых комплексов разных масштабов и работает больше 20 компаний девелоперов. Общий объем реализуемых проектов, включая перспективные очереди, составляет 4-4,5 млн м2, из них примерно половина уже построена. Объем предложения за 9 месяцев 2015 года в Мурино составил 600 тыс.м2, это около 15% от предложения в новостройках по Санкт- Петербургу и пригородной зоне. Высокая популярность территории обусловлена в том числе и ценами. Если средняя стоимость 1 м2 в Петербурге — 105 тыс. рублей, то в пригороде – это 70 тыс. рублей, а в зоне Мурино базовая цена около 80 тыс. рублей.

Как отмечает глава администрации Муринского поселения Валерий Гаркавый, сегодня в Мурино проживает 12 тысяч человек, но в скором времени их количество вырастет. «В прошлом году у нас введено 491 тыс. м2 жилья. В этом году планируется около 660 тыс. Эти площади рассчитаны примерно на 35 тыс. человек. К концу этого года в Мурино может жить около 50 тысяч человек», — поясняет он. Эксперты говорят, что через 10 лет речь пойдет о населении территории в 150 тыс. человек. Для создания минимальных условий комфорта нужны детские сады, школы, поликлиники. «До 2030 года планируется ввод 26 детских садиков, 23 помещений врачебной практики. До 2020 года запланировано 2 универсальных спортивных зала не менее 800 м2, 2 плавательных бассейна, 16 плоскостных спортивных сооружений и т.д.», — рассказал Валерий Гаркавый.
Еще один острый вопрос — транспортная доступность. Уже сейчас ситуация в Мурино близка к коллапсу, поэтому застройщики решили взять дело в свои руки. По оценкам экспертов, только в этой локации для создания качественной дорожно-транспортной сети требуется 30-40 млрд рублей. Владимир Демин, заместитель председателя комитета по архитектуре и градостроительству правительства Ленобласти, сообщил, что готовится проект планировки на продолжение дороги в сторону Гражданского проспекта, чтобы можно было сделать выезд на КАД. Финансирование разработки взяли на себя застройщики. Это является первым такого рода проектом на территории региона.

«Все покупатели жилья спрашивают о транспортной доступности, — рассказывает замдиректора Дирекции по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и Ленобласти Валентин Енокаев. — Это подстегивает застройщиков к решению транспортного вопроса. В начале года был заявлен проект «Обход Мурино-Новодевяткино». Он тоже сейчас в стадии проектирования. Думаю, на будущий год проекты перейдут в стадию реализации. Проект транспортного пересадочного узла «Девяткино» существует, и сейчас готовится соглашение между Санкт-Петербургом и Ленобластью о совместном проведении конкурса на привлечение частного партнера для строительства международного автовокзала».

Важная проблема территории — инженерные коммуникации. Вячеслав Терентьев, генеральный директор «Водоканал-Инжиниринг», отмечает, что застройщикам, в первую очередь, надо смотреть, куда отводить воду, потому что взять ее можно из скважины, а вот сбросить сложно, особенно в условиях уплотнения застройки. «После трех лет переговоров с городом принято решение, что водоотведение будет вестись в город. Принято решение делать единую систему – «Новое Девяткино – Мурино», строить свои локальные сооружения. Разработка и предварительная оценка этого проекта проведены», — поясняет он. По его словам, вопрос стоит в объемах водоотведения: пока начали проектировать систему на 50 тысяч кубов в сутки.

Проблемы развития инфраструктуры сдерживают строительство не только жилья, но и сопутствующих проектов: например, промышленных предприятий, офисов, предприятий по оказанию услуг, которые могли бы стать рабочими местами для жителей территории. Генеральный директор ГК «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев считает, что основные места предложения труда в Ленинградской области — это сфера услуг, начиная с эксплуатации домов и заканчивая учреждениями культуры, спорта, искусства, образовательными организациями. Подобные учреждения должны закладываться уже при проектировании. «Необходимо думать о концепции развития кварталов, встроенных помещений, отдельно стоящих коммерческих учреждений, и предусматривать разумные решения, которые, действительно, будут нужны конечным потребителям – жителям Мурино. В ЖК «Тридевяткино Царство» мы выступаем как арендодатели, предлагая встроенные помещения для бизнеса. При этом мы внимательно относимся к специализации наших потенциальных арендаторов, учитывая уже существующую районе инфраструктуру», — добавляет он.

Помимо создания базовых условий проживания, застройщики стремятся обеспечить комфортную среду внутри кварталов. Екатерина Антарева, руководитель аналитического центра ФСК «Лидер» отмечает, что на территории Мурино пока нет ни скверов, ни парков, появляется проблема мам с колясками, которым также необходимы места для времяпровождения. «В новых развивающихся районах застройщикам крайне сложно реализовать удобства, которые нужны людям и при этом сохранить экономику проекта, оставаясь в низких ценах, чтобы не потерять спрос. Учитывая проблемы локации, мы в своем проекте, UP-квартале «Светлановский», старались предусмотреть все необходимое для комфортной жизни, в том числе места для прогулок и отдыха «, — рассказывает эксперт.

Безусловно, на решение этих проблем требуется не один год даже при условии того, что застройщики активно объединяются, чтобы создать социальные объекты, построить дороги и коммуникации, а власти региона их в этом поддерживают. «Мне кажется, надо опираться на бизнес, который понимает, что надо двигаться вперед. В таком случае контрольные структуры будут внимательнее относиться к существующим проблемам и помогать решать вопросы. Если девелоперы объединяться и возьмут на себя сложнейшие функции по проектированию различных объектов, это будет верное решение», — подытоживает руководитель Центра строительного контроля и экспертизы Виталий Григоренко.
 

Подробнее