Олег Зуенко («Руукки Рус»): Нужно привыкать работать в новой реальности

Топ-менеджер российской дочки известной финской компании делится секретами экспорта стройматериалов в условиях кризиса

На вопросы журнала отвечает директор по продажам ООО «Руукки Рус» Олег ЗУЕНКО.

 

— Олег Николаевич, какова нынешняя ситуация на рынке стеновой и кровельной продукции? Замедлилось ли падение, о котором мы говорили год назад в связи с кризисом?

— Я бы сказал, что это уже не кризис — это просто новое состояние нашей экономики. Достигнута определенная стабильность, но при этом достаточно серьезно ощущается недостаток средств для нового строительства. Не очень хорошо развивается кредитование, особенно промышленного сектора — где мы, собственно, в большей степени и работаем.

Да, есть глобальные стройки (ЧМ–2018 и пр.), некоторое количество инфраструктурных проектов все еще финансируется государством. Тем не менее общее состояние строительной отрасли говорит о стагнации, которая, к сожалению, продлится долго — это очевидно уже для всех.

Каких-то глобальных ухудшений нет. Просто нужно привыкать жить в новой реальности, вот и все.

 

— Удается ли это вашей компании?

— Да, мы одними из первых адаптировались к трудностям и работаем, хорошо понимая, что это не кратковременный кризис, а текущее состояние дел в российской экономике.

 

— В связи со снижением курса рубля по отношению к доллару и евро многие российские производители строительных материалов стали гораздо более конкурентоспособными с точки зрения экспорта. А как в этом плане обстоят дела в вашей компании? Какова экспортная стратегия «Руукки Рус»?

— Если говорить об экспортной стратегии, то напомню, что «Ruukki Construction», имеющая предприятия в России, является производственным подразделением международной компании. В силу этого мы не намерены ограничиваться российским рынком и достаточно активно работаем в сопредельных государствах: странах Таможенного союза, республиках Центральной Азии и Закавказья.

И в этом смысле нынешняя динамика курса евро к рублю, конечно, нам помогает. Однако девальвация ряда валют сопредельных государств, сильно привязанных к нефтяным ценам (таких как азербайджанский манат, казахстанский тенге), не позволяет нам расслабляться, требуя серьезных усилий для работы на рынках этих стран.

 

— Как в целом развивается ваш экспорт? Перечислите основные рынки, в том числе новые. Можно ли говорить об экспансии?

— Экспансия — это, конечно, слишком громко сказано, тем не менее мы открываем для себя новые рынки. Работаем в Грузии и Азербайджане. Начали сотрудничество с Узбекистаном, пошли отгрузки в Киргизию, есть точечные проекты в Литве и Латвии.

Но главными направлениями нашего экспорта традиционно являются Казахстан, Беларусь и другие страны Таможенного союза. Мы достаточно уверенно себя чувствуем на рынках этих государств. Например, за последние годы только в Казахстан поставили порядка сотни объектов, которые там успешно построены.

 Что касается дальнего зарубежья, то здесь есть объективные сложности. Ведь металлоконструкция — это вес, объем, и при поставке такой продукции куда-нибудь в Африку или дальше стоимость доставки будет весьма серьезной. Тем не менее есть ряд проектов, над которыми мы работаем. Будущее покажет, насколько эти рынки нам подходят.

 

— Насколько развитие рынка строительства в сопредельных с Россией странах интересно «Руукки Рус»?

— Напомню, что глобальное промышленное перевооружение стартовало в этих странах немного позже, чем в России. И сейчас там есть потребность в достаточно большом объеме разнообразных производств, промышленных зданий и складских помещений.

Поэтому эти страны нам достаточно интересны, причем не только в плане общего развития строительства, но и с точки зрения доступности кредитов (как, например, тот же Казахстан).

 

— Какие из ваших экспортных товарных позиций пользуются за рубежом самым хорошим спросом и почему?

— В диапазоне нашего экспорта есть решения, очень привлекательные с точки зрения наличия в странах-импортерах развитых производств металлоконструкций. Прежде всего, я имею в виду здания из легких металлических конструкций под нашей маркой Spider и всевозможные вариации на эту тему — разные сочетания и комплекты.

Это очень хорошее решение: легкий каркас, позволяющий потребителю экономить на строительстве и вместе с тем получать надежные конструкции, проверенные годами эксплуатации в России и других странах. За 15 лет мы изготовили и продали более 10 тыс. таких комплектов ЛСТК — это огромная цифра и гигантский опыт. 

Комплект представляет собой, можно сказать, своеобразную модель для сборки. То есть это готовые конструкции, которые собираются на стройплощадке с помощью гаечных ключей.

Причем сам «скелет» сделан из холодногнутых металлических оцинкованных профилей, которые достаточно легкие и в базовом варианте не требуют использования каких-то грузоподъемных механизмов: их можно монтировать вручную. Два человека без особых усилий смогут собрать за две недели конструкцию в 500 кв. м.

 

— Очень удобно: можно собрать в сельской местности…

— …если заказчику необходим обычный гараж или небольшой склад. Просто и легко. Мы это направление развиваем, у нас появился интернет-сайт, где можно сделать онлайн-заказ такого продукта для России.

 

 — С какими местными особенностями столкнулась ваша компания при экспорте в сопредельные страны? Есть ли у заказчиков какие-то эксклюзивные требования?

— Качество — это главное, чего ждет заказчик, и этим вопросам мы традиционно уделяем повышенное внимание.

На втором месте, пожалуй, стоит надежность компании, ее реноме на рынке. Ведь, отправляя деньги за границу, заказчик из сопредельной страны, естественно, рассчитывает в ответ на платеж получить именно то, о чем он договорился с продавцом. В нашем случае мы это гарантируем — собственно, поэтому с нами и работают.

Немаловажный момент — накопленный опыт работы в сложных условиях. Например, в Казахстане практически повсеместно требуются решения, рассчитанные на 8-9 баллов сейсмики. А в ряде случаев, с учетом сложности грунтов, суммарная балльность по сейсмике иногда доходит до 10.

У нас есть проверенные решения и опыт эксплуатации в таких условиях. Мы не экономим на качестве и надежности, а обеспечиваем заказчику долгосрочное использование наших решений.

 

— А в плане дизайна продукции встречаются какие-то местные особенности?

— Бывает. Например, в Беларуси, если здание находится на первой линии или в зоне видимости с проезжей части, заказчик нередко просит окрасить продукцию (сэндвич-панели и пр.) в красно-зеленый цвет.

Дело в том, что проезжающему по дорогам президенту нравится, когда конструкции на первой линии окрашены в цвета национального флага.

 

— Любопытно. А как за рубежом налажено ваше взаимодействие с клиентами и местными партнерами? Какие способы продажи используются: дилерская сеть, сети DIY, прямые поставки индустриальным клиентам?

— Безусловно, в каждой стране есть свои особенности, своя специфика, и если бы у нас не было там партнеров-строителей, нам пришлось бы намного сложнее. Чем помогают нам партнеры в этих странах? Они при необходимости адаптируют наши решения под требования местного законодательства.

Кроме того, они обеспечивают поддержку с точки зрения общестроительных работ. То есть речь идет о передаче заказчику не только готового коробочного решения, а полностью готового здания. Очень часто заказчиками выступают инвесторы, и их, безусловно, интересует стоимость каркаса, стен, кровли, сэндвич-панелей. Им нужен готовый продукт — то есть здание, выполняющее свое назначение, будь то производство, торговля и пр.

И наши местные партнеры, безусловно, играют огромную роль в достижении конечного результата. Они проводят гигантскую работу, и мы им очень благодарны за неоценимую помощь.

 

— Как осуществляется транспортировка и доставка товара на экспорт из России? Как здесь можно сэкономить на логистике?

— По большому счету, есть три варианта транспортировки: автотранспорт, контейнерные и вагонные поставки железной дорогой. У каждого вариант свои особенности.

Например, если требуется быстрая поставка, то это, безусловно, автотранспорт. Если же речь идет о доставке в более спокойном, плановом режиме, по заранее оговоренному графику, то это либо вагонные, либо контейнерные поставки. Мы рассчитываем стоимость каждого варианта, а окончательный выбор делает заказчик.

Если сравнивать контейнер и вагон, то последний, когда он приходит в пункт назначения, еще нужно куда-то перегрузить, а продукцию доставить на стройплощадку. А контейнер можно просто снять с полувагона, поставить на трак и довезти в полной сохранности.

Так что, в зависимости от ситуации мы стараемся использовать все три варианта.

 

— А какой вид доставки сейчас самый популярный у заказчиков?

— Наверное, все-таки автотранспорт. Затем идут вагоны и  контейнеры.

 

— Олег Николаевич, спасибо за интересный разговор. Успехов в вашем бизнесе!

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ

 

Подробнее