Импортозамещение — сложный процесс, и мы только в начале пути. Но никто и не говорил, что будет легко. «Строительство.RU» побеседовало с несколькими призводителями и девелоперами, чтобы выяснить, как проходит «импортозаместительный» процесс непосредственно на местах: на стройплощадках, в производственных цехах и мастерских.
Кризис – не тетка
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что важнейшие составляющие строительства — техника и технологии. От западных санкций и ухода компаний страдают не только обычные автомобили. Строительная техника также использует запчасти, которые больше не поставляются в страну. Сервисные центры целого ряда марок спецтехники недоступны в России и рынок диктует свои условия.
Комплексные автосервисные компании вынуждены заключать соглашения с малыми предприятиями в России, которые стали запускать производства комплектующих по месту обращения. И пока «гиганты» только организуют производство и налаживают поставки, локальные компании уже обеспечивают своей продукцией тех, кто готов продолжать и поддерживать работу строительной техники.
— Дефицит деталей спровоцировал некоторые сервисы и компании на запуск собственного производства, — считает Дмитрий Демчук, генеральный директор сети мастерских «КарданБаланс». — Первыми клиентами заказов по индивидуальным чертежам стали спецпредприятия, которые не могут останавливать процессы и запланированную работу из-за поломок машин.
По словам эксперта, региональное производство автокомплектующих выгодно и спасает ситуацию за счет географической близости. Например, по данным статистики всероссийской компании заводского авторемонта и производства карданных валов, объем заказов на изготовление вырос на двадцать и более процентов в 22 регионах.
— Специалистам пришлось наработать новые профессиональные компетенции: сварочные работы, изготовление по чертежам и прочие тонкости приходится выполнять чаще обычного. Именно фактор универсальности стал решающим в увеличении прибыли и объемов работ по производству отечественных аналогов карданных валов.
До недавнего времени, компания занималась авторемонтом легковой, грузовой и специализированной техники только в 16 регионах. После пересмотра процессов работы в связи с большим количеством обращений о ремонте руководству компании пришлось искать новое решение.
— Нужны были партнерские организации в каждом регионе России, за два месяца мы заключили 17 договоров в регионах, где ранее не было производства и филиала. Партнеры оказывают услуги по ремонту и производству деталей — те же самые, что и в официальных филиалах. Это было рискованно, но сложнее было найти партнеров с нужным производственным оборудованием.
А они были очень нужны. Число обращений от владельцев спецтехники увеличилось втрое за последние полгода. Процессы не останавливаются, несмотря на тревожные перебои поставок запчастей. За несколько месяцев удалось организовать процесс производства некоторых деталей в регионах.
— Импортозамещение существовало в России и до наступления ограничений, но с марта 2022 года вышло на организованный производственный уровень и увеличивает объемы, — считает Демчук. — Статистика постепенного роста производства дает возможность окупать и развивать авторемонтные мастерские и переоборудовать их для увеличения мощности.
Сейчас, несмотря на нестабильные прогнозы, есть уверенность в том, что собственные малые производства смогут закрыть потребности в изготовлении и ремонте запчастей не только на иномарки, но и на разную спецтехнику.
Производство сразу в нескольких отдаленных регионах России подразумевает локальные заказы компаний, занимающихся посевными, снегоуборочными и строительными работами. Работа внутри региона позволяет быстро согласовать заказ и оперативно осуществить забор и доставку.
Чаще всего выгоднее и быстрее использовать собственную доставку. Сервис от иностранных производителей стал недоступен, но получение гарантии, позволит заказчику сразу вызвать сервис на место и продолжить работу без длительного ожидания, диагностики и согласования. Можно избежать простоя техники, если внутри региона осуществить ряд ремонтных работ или полную замену деталей.
— Это и есть большая перспектива взаимодействия малых производств и предприятий, которая позволяет функционировать сразу многим процессам в России, — считает эксперт.
Девелоперы меняют номенклатуру
Главным для девелоперов остается вопрос — насколько важно импортозамещение строительных технологий в текущих условиях, какие цепочки прерваны, и что с этим можно сделать?
— После того, как многие западные компании покинули российский рынок, девелоперам пришлось пересматривать проектные решения, — комментирует Владимир Орлов, руководитель отдела закупок IKON Development. — Сразу хочется отметить, что замена материалов и оборудования, касается в основном инженерных систем, лифтового оборудования, а также облицовочного кирпича/плитки для фасада.
По словам специалиста, изменения не катастрофичны.
— Ввиду сложившейся ситуации, стоимость замены с учетом перепроектирования незначительно увеличивается на 5-10% от первоначального бюджета. Например, один из наших жилых комплексов сейчас на стадии завершения монолитных работ ряда корпусов, ведется работа по каменной кладке, и мы не испытываем трудностей с поставками материалов. Дело в том, что производство строительных материалов, которые используются при возведении конструктива здания, локализовано в России, и искать какие-то аналоги зарубежного производства не имеет смысла. Но нам еще предстоит большая работа по импортозамещению, будем наблюдать за текущей ситуацией на рынке, так как каждый день что-то меняется.
В будущее многие застройщики смотрят с осторожной надеждой.
— В результате санкций потребовалось пересмотреть, и где-то уже поменять часть номенклатуры, — считает Орлов. — Сейчас возможно найти отечественных производителей, которые по качеству не уступают западным компаниям, покинувшим российский рынок. В некоторых регионах России запускаются производства, которые позволят поддержать курс на импортозамещение. Также не стоит забывать и про дружественные нам страны, и про «параллельный импорт». Часть альтернативных поставщиков можно найти в Китае, Турции, Беларуси, Иране, Бангладеш и Саудовской Аравии.
Реальные кейсы отечественного импортозамещения все громче заявляют о себе.
— Ввиду того, что долгое время наши отечественные производители оставались в тени зарубежных брендов, на них не обращали особого внимания, особенно в бизнес-классе, — считает Владимир Орлов. — Но ситуация позволила пересмотреть мнение девелоперов о продукции, которая локализована в России.
Перечислять отечественных производителей можно долго, производства локализованы по всей стране, и можно даже сказать, что сейчас возможно реализовать проекты эконом-, комфорт- и даже бизнес-класса полностью используя лишь продукцию местных производителей. Но важно отметить, что все-таки мы очень зависимы от сырья и комплектующих зарубежного производства. Без них часть наших производителей не в состоянии дать конечный продукт.
С материалом — порядок
— В сегменте технологий общестроительных материалов уровень импортозамещения составляет более 90%, — считает операционный директор направления «Полимерные мембраны и PIR» компании ТЕХНОНИКОЛЬ Евгений Спиряков. — В целом, большинство материалов успешно выпускается внутри страны, то же самое касается сырьевых компонентов первого уровня. Однако некоторая зависимость от зарубежных сырьевых компонентов на данный момент сохраняется, и производители ищут способы решить вопрос с импортозамещением.
Например, для производства ПВХ-мембран применяется специальная сетка, раньше она импортировалась. В мае были запущены две линии совокупной мощностью 16 млн кв. м полиэфирной сетки в год, что позволило выйти на полный цикл производства ПВХ-мембран.
— Сейчас мы активно взаимодействуем с российскими производителями полиэстеровой нити, которая требуется для выпуска сетки, — объяснил Спиряков. — Пока российские компании в основном производят нить для транспортно-дорожного строительства, нам требуется нить с несколько иными характеристиками. Но рассчитываем, что уже в ближайшем будущем вопрос удастся решить. Наши объемы выпуска однозначно должны быть интересны производителям нити.
Напомним, что при производстве инновационной теплоизоляции LOGICPIR используется такое сырье, как изоцианаты (MDI). Это сырье выпускается на очень крупных заводах, которых в мире меньше десяти.
В России уже несколько лет обсуждаются перспективы строительства такого предприятия, но это требует огромных инвестиций в несколько миллиардов долларов, при этом и сами сроки строительства могут составлять до 7 лет, поэтому бизнесу без поддержки государства подобный проект реализовать будет сложно. Что интересно, в СССР существовало такое предприятие, но с течением времени технология была утрачена и возникла зависимость от импортного сырья.
Цифра на месте
— С конца февраля 2022 года в сегменте недвижимости и строительства, как и во многих других, начался процесс импортозамещения. Особенно это ощутили те, кто в последние годы начал заниматься цифровой трансформацией, — считает Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран». — Например, стали недоступны различные программные решения для информационного моделирования зданий. Начался отзыв лицензий, а на российском рынке еще не сформировалась крепкая база отечественных аналогов. В сегменте коммерческой недвижимости тоже произошли некоторые перестановки. Раньше отели и гостиницы покупали электронные замки и «умные» системы в Италии, Франции, Норвегии, а сейчас они вынуждены устанавливать китайские или российские аналоги.
Из-за этого некоторым участникам рынка пришлось заново настраивать подключение с действующим программным обеспечением.
— Мы сразу интегрировали приложение Digital Concierge для управления номером с китайскими замками. Поэтому те, кто был ориентирован на нас с точки зрения диджитализации, ничего не потеряли. Конечно, важно налаживать цепочки поставок – этот процесс уже начался и в ближайшее время продолжит набирать обороты.
По словам эксперта, сейчас российские игроки могут «поднажать» и занять освободившиеся ниши. Но пока сохраняется неопределенность, участники рынка будут ориентироваться на доступные продукты.
Говорить, что с импортозамещением в строительстве всё хорошо, безусловно, преждевременно. Однако уже сейчас понятно, что после первого мартовского шока рынок не просто оправился, но и получил новый импульс: российским компаниям предоставлено огромное поле для развития, в том числе собственных технологий, которые часто не только не уступают западным, но и превосходят их.
Правда, в целом ряде сегментов, например, производстве строительной техники импортозамещение выльется в замену одних иностранных марок другими. Большего экономике пока не потянуть, российские производства в этом году пострадали крепко и вряд ли смогут заменить высокотехнологичную продукцию в ближайшее время.
Даниил МАЦЕЙКО