Комплексное освоение территории — ключ к решению жилищного вопроса в стране. Но, как считают эксперты, здесь требуется отладка всех частей механизма
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Для нашей страны комплексное освоение территории — далеко не новация, такая практика в России имеет многолетнюю историю. Но за предшествующие годы так и не удалось до конца отладить этот механизм, расписать права и обязанности всех участников процесса, создать непротиворечивое законодательное пространство.
Дойти до конца
Сегодня как раз настал такой момент. Появилась возможность устранить все эти прорехи, и сделать это следует как можно быстрей, не откладывая дело в очередной долгий ящик. Так считают участники круглого стола «Комплексное освоение территорий: эффективный механизм развития жилищного строительства в условиях экономической нестабильности», состоявшегося в рамках недавнего III Всероссийского совещания по жилищному строительству.
По данным Росстата, в апреле 2015 года было построено 4,9 млн кв. м жилья, что на 14% процентов больше, чем в апреле прошлого года. Однако представители государства и бизнеса обеспокоены ожидаемым существенным падением объемов строительства в следующем, 2016-м, году.
— Судя по выданным разрешениям на строительство, к 2016 году могут быть более серьезные проблемы, так как реализуются «заделы» 2013 и 2014 годов, — не скрывает озабоченности министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.
Чтобы изменить наметившийся негативный тренд, нужно использовать все имеющиеся возможности. И комплексная застройка территории — один из магистральных путей решения жилищного вопроса. Кроме того, она является основой формирования сбалансированной городской среды, позволяет избегать появления отдельно стоящих, словно на отшибе, спальных городков, которые без собственных точек притяжения, экономической и культурно-образовательной инфраструктуры утрачивают свою потребительскую привлекательность.
Хотя заниматься таким строительством в кризис довольно рискованно, но того, кто «впряжется» в это и сумеет дойти до конца, ожидает большой успех, считает Андрей Кирсанов, заместитель генерального директора MR Group.
А делать это заставляет сама жизнь. 600-й Указ Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года, где прямо говорится о том, что к 2020 году 60% российских семей должны улучшить свои жилищные условия, просто невозможно реализовать без комплексной застройки территорий.
Пора думать головой
Комплексная застройка невозможна без использования механизма ГЧП. Сегодня о нем говорят буквально все, но от этого лучше не становится, поскольку понимают его все по-разному, а общий подход так и не зафиксирован документально.
Между тем договориться об общих подходах власти и бизнеса необходимо, ведь речь идет о совместном освоении частных и государственных инвестиций. Нужно ясное представление о том, какие вопросы должна решать власть, а что должен выполнить частный инвестор. Речь в первую очередь идет о создании социальной инфраструктуры. Следует четко прописывать обязательства всех сторон. Между тем власть нередко предлагает застройщику возводить ее за свой счет, но далеко не всегда цена за 1 кв. м способна покрыть расходы на строительство подобных объектов. А в итоге в адрес строительных компаний раздаются упреки, что они, мол, хотят только заработать. А что в этом плохого? Согласно Гражданскому кодексу РФ, цель бизнеса — извлечение прибыли, напоминает Андрей Кирсанов.
Ст. 252 Налогового кодекса гласит: если расходы застройщиков не связаны с будущими доходами, затраты нельзя относить на себестоимость. Все объекты растут в цене с учетом уплаты будущих налогов. Раньше это работало, поскольку компании получали сверхдоходы, а сейчас на дворе кризис, и их уже нет. Вот и возникает вопрос, как поступать, ведь, согласно договорам, социалку все равно надо строить. А кредиты брать не хочется с учетом нынешних процентных ставок.
В общем, деньги кончаются — пора начинать думать…
Спор о ГЧП
Положение действительно тревожное, не скрывает Елена Николаева, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, президент НАМИКС, а программа «Жилье для российской семьи» не работает. И развитием одной комплексной застройки ее не решить.
В этой ситуации большое значение приобретает скорейшее принятие закона «О государственно-частном партнерстве». Между тем, если не решить системные вопросы, он не будет приносить пользу.
О чем идет речь? О подключении к коммуникациям, о том же строительстве социальной инфраструктуры. Без ответственного поведения в этом вопросе родного государства не получится комплексно освоить территории и решить проблему с жильем: просто экономика не позволит. Сегодня даже хорошие проекты не выдерживают социальной нагрузки, нужны изменения условий для бизнеса. Решение о строительстве социалки должно приниматься ответственно, в этом и заключается суть ГЧП. Например, подключение к сетям должно стать бесплатным или хотя бы дешевым. Федеральный закон о долгосрочном тарифообразовании позволяет планировать реальный возврат инвестиций.
Пока же идет спор о законе, регламентирующем вопросы ГЧП. Например, дискутируют, нужно ли включать в него строительный сектор. В первом варианте документа отрасль там представлена не была. Это неверный подход, даже при наличии отраслевых законодательных актов о государственно-частном партнерстве, считает депутат Николаева. А особенно он неприемлем для целей комплексного освоения территории, поскольку в этом процессе участвует много сторон.
Еще одна важная инициатива — подготовка законопроекта о комплексном освоении территории на частных землях. Сейчас это возможно делать лишь на землях государственных. Но, право, нет никакого смысла запрещать комплексную застройку территорий, находящихся в чьем-то владении. Кому от нее будет хуже?
Не все зависит от строителей
Сегодня от экспертов зависят многие экономические решения, напрямую влияющие на динамику комплексного освоения территории, считает Валерий Казейкин, заместитель председателя Экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, член Общественного совета Минстроя и ЖКХ РФ. Речь идет о субсидировании процентных ставок и других инструментах. Но при комплексном освоении территории главное — не юридические нормы, а появление нового субъекта хозяйственной деятельности. Невозможно эффективно реализовывать такие проекты без финансовых схем соинвестирования, которые требуют использования сложных финансовых инструментов. Иначе эта деятельность невыгодна даже при наличии льготных государственных денег.
Ну а пока, в условиях нынешних прорех в правовом поле и в самой экономической модели комплексного освоения территорий, возникают прямо-таки парадоксальные ситуации. Об одной из них поведал партнер крупной девелоперской компании Дмитрий Котровский. Компания поставила перед собой цель — как можно эффективней освоить площадку, построить хорошее жилье и присовокупить к нему качественную инфраструктуру. Но столкнулась с неожиданной проблемой: кому ее передавать? Местный муниципалитет инфраструктуру брать не желает — у них нет средств на содержание таких объектов.
Какой выход из этой нетривиальной ситуации? Дмитрий Котровский полагает, что пользование социальной инфраструктурой должно быть платным, иначе ее будет трудно содержать. Следует также пересмотреть социальные нормы, поскольку они уже не отвечают реальной ситуации.
Но вместо этого происходит обратный процесс. Скажем, правительство Московской области ужесточило требования по социальной нагрузке при возведении малоэтажных поселков. Теперь девелоперам приходится больше строить подобных объектов: школ, детских садов, торговых и многофункциональных центров. Например, введена норма: 65 мест в детских садах на 1000 жителей — по сравнению с недавним периодом она увеличилась в целых полтора раза. Существуют и не прописанные нормы, но на которые местные власти обращают пристальное внимание. Например, такая: до половины жителей малоэтажных поселков должны быть обеспечены работой в относительной близости от мест своего проживания.
Все это замечательно и прогрессивно. Но добиться этого, особенно в короткие сроки, зачастую малореально. Да и не все зависит от строителей.
Владимир ГУРВИЧ