Первый этаж — под гараж?

Предложение столичных властей об организации парковок на первых этажах зданий комментирует специалист

Ни для кого не секрет, что дефицит парковочных мест в Москве — проблема, которая с каждым годом лишь обостряется. Можно ли решить ее кардинально, раз и навсегда?

 

Департамент градостроительной политики Москвы предложил необычное решение: размещать гаражи на первых этажах жилых зданий, как это уже давно делается, например, в США или Китае. Пока этому мешает лишь отечественный СанПиН, который категорически запрещает обустраивать парковки на любых этажах жилых комплексов.

О том, насколько целесообразно предложение ДГП и можно ли в принципе договориться с Роспотребнадзором, мы побеседовали с директором Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константином ТРОФИМЕНКО (на фото).

 

Гараж на первом этаже — наполовину дешевле

— Константин Юрьевич, как известно, ДГП обосновал свое предложение тем, что размещать гаражи на первых этажах жилых зданий намного дешевле, чем строить, например, подземные парковки. Как специалисты по транспортной инфраструктуре оценивают это решение? Насколько оно целесообразно?

— Этот вопрос нужно рассматривать под разными углами. Безусловно, можно брать в расчет аргументы департамента, который говорит о серьезном удешевлении строительства таких гаражей.

Действительно, обустройство подземного паркинга — достаточно сложная инженерная задача. Грунты в Москве непростые, и если мы строим многоэтажный дом и закладываем в его основание практически полую капсулу для хранения автомобилей, то здесь нужно учитывать множество факторов. В первую очередь фактор безопасности — риск подтоплений и т.д.

Другое дело — гараж на первом этаже. Если у нас есть бетонная коробка, прочные несущие конструкции, то, в принципе, неважно, чем заполнено пространство внутри этажа. Это может быть магазин, аптека или… парковка.

Вопрос в том, насколько такая инициатива поможет решить достаточно острую на сегодня проблему дефицита парковочных мест. Сейчас у нас в столице на 1 тысячу жителей приходится более 400 автомобилей.

 

— Характерная реалия сегодняшнего дня: подземные парковки во многих жилых комплексах стоят пустыми. Это неудивительно: парковочное место в таком подземном паркинге стоит от 1 млн руб,. и далеко не все нынче могут позволить себе такую трату…

— В плане стоимости строительства, эффективности использования средств, согласен, гараж на первом этаже — это неплохая альтернатива подземному паркингу. Но, опять же повторюсь, проблему нужно рассматривать с разных точек зрения.

Допустим, учитывать контраргументы урбанистов. А те, кстати, при многих плюсах очень осторожны в оценке новой парковочной модели. Они считают, что на первых этажах должны располагаться в первую очередь объекты социальной инфраструктуры: магазины, аптеки, фитнес-клубы, парикмахерские, детские сады и т.д.

Аргумент понятен: если занять «первоэтажные» площади гаражами, то новые микрорайоны окажутся вымершими, лишенными удобной социальной сети. В таких районах жителям будет не только некомфортно, но и жутковато.

Впрочем, эта проблема частично решаема. Специалисты в области градостроительства должны заранее планировать, как грамотно рассредоточить такие парковки по жилым массивам, чтобы это было не в ущерб тем же магазинам и аптекам.

 

Под новую модель придется перестроить и домостроение, и проектирование

— Нужно иметь в виду и то, что предложенная модель годится, конечно, только для зданий не выше 5—6 этажей. А в 25-этажке такой гараж просто «захлебнется» от количества автомобилей… Тем не менее, насколько трудно будет воплотить такую идею в жизнь, если ее все-таки возьмут на вооружение?

— Думаю, это будет достаточно непросто. И дело здесь даже не в инертности девелоперов, которых в такой модели тоже нужно будет заинтересовать, а скорее в неповоротливости нашего домостроительного комплекса.

Возьмите любой ДСК, где производятся типовые элементы для панельного домостроения. Чтобы перестроиться под какие-то новые реалии, предприятию нужно сделать усилие. А делать его, понятное дело, не хочется.

Скажу больше. Тут, возможно, придется перестраивать не только домостроение (понадобятся какие-то новые типовые элементы), но и проектирование. Ведь по нормативам между парковкой и жилыми этажами обязательно должен располагаться технический этаж, который будет защищать от выхлопов, вибрации, других вредных воздействий.

 

— На сегодня санитарные нормы и правила не позволяют размещать гаражи на первых этажах зданий…

— Да, согласно действующим нормам СанПиН, автостоянки вместимостью до 10 машин могут располагаться лишь в 10 м от фасадов жилых домов или торцов без окон, а также на расстоянии 25 м от учебных и лечебных учреждений.

Если парковка вмещает до 50 автомобилей, расстояние увеличивается до 15 и 50 м соответственно. 

 

— Насколько я знаю, ДГП г. Москвы уже обратился  в Роспотребнадзор с предложением внести соответствующие изменения в СанПиН. Как вам кажется, пойдет ли Роспотребнадзор на внесение таких поправок?

— А почему бы и нет? Не вижу никаких особых причин, по которым наши санитарно-эпидемиологические службы резко воспротивились бы такой инициативе.

Если все сделать грамотно, то, думаю, никаких негативных моментов мы здесь не получим.

 

Между тем не только урбанисты осторожны в оценках, но и некоторые достаточно влиятельные персоны архитектурно-проектного сообщества. Например, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.  По его словам, жилые дома имеют сетку опорных элементов, неудобную для парковки, и гораздо целесообразнее размещать парковочные места под общественными пространствами: площадями, улицами, парками.

— Но это опять же подземные парковки, строительство которых обходится весьма недешево! Это, действительно,  правильный путь для культурно-исторических центров городов, для богатых районов, но не для массовой жилой застройки эконом-класса, о которой мы сейчас говорим.

Кроме того, подземная парковка может быть полностью заполнена, только когда на улице перед объектами притяжения введен режим платной парковки, либо имеются другие ограничения. В противном случае немалая доля автомобилистов не воспользуются ею: иногда по объективным причинам, связанным с неудобством, а иногда и в силу эгоизма и отсутствия культуры паркования.

 

Помогут ли костыли хромому

— Константин Юрьевич, ну а если смотреть с долгосрочных позиций, позиций кардинального решения проблемы нехватки парковок в мегаполисе?

— …С позиций кардинального решения проблемы, увы, должен констатировать, что эта инициатива выглядит скорее как временное решение — этакие «костыли для хромого».

Поясню. Да, временное улучшение наступит. Но после 2020 года предполагается, что у нас будет уже 500 авто на 1 тысячу жителей. И тогда уже и этих мер не хватит. Снова появятся лишние машины во дворах. И проблема опять начнет нарастать…

 

— Что же делать? Как решать проблему? Дворы переполнены. Машин становится все больше и больше…

— Решение здесь должно быть комплексным. Во-первых, должны быть смягчены санитарно-гигиенические нормы, позволяющие применять разные парковочные модели.

Во-вторых, хотя и все кому не лень, ругали «народные гаражи», сам подход к проблеме все-таки, на мой взгляд, был достаточно правильным. Построил ты несколько башен — заложи рядом некое парковочное пространство, в котором можно поставить сразу много машин.

В-третьих, глобальное решение проблемы лежит в области грамотного градостроительного планирования, учитывающего соответствие типа застройки типу транспортного обслуживания.

Дело в том, что огромные кварталы многоэтажных жилых домов изначально были придуманы как тип застройки, который должен обслуживаться массовым общественным транспортом — и в Советском Союзе, и в странах Запада. Большое количество автомобилей здесь банально не помещается на ограниченном пространстве.

Поэтому во многих развитых странах приняты градостроительные регламенты, которые обязывают координировать планы по массовой застройке с планами развития сетей массового пассажирского транспорта.

В последние годы метрополитен и другие виды магистрального общественного транспорта развиваются невиданными прежде темпами, но с учетом размеров Москвы, ее новых территорий, обеспеченность всех отдаленных районов мегаполиса удобным общественным транспортом — это, возможно, дело даже не ближайшего будущего.

…Ну а гараж на первом этаже — как экстренная мера, некая «скорая помощь», безусловно, может дать временный положительный эффект.

Беседу вела Елена МАЦЕЙКО

 

МНЕНИЕ

Сергей КАТАЕВ, водитель с 30-летним стажем:

— Размещение гаражей на первых этажах зданий считаю вполне разумной мерой. Лично я только «за». Тем самым отпадают многие не очень приятные обязанности вроде ежедневной очистки машины от снега, прогрева на холоде перед выездом и пр. Да и выезжать из такого гаража, что там говорить, гораздо удобнее, чем карабкаться вверх из подземной парковки.

 

Ринат Файзуллин, житель столичной новостройки:

— Рациональное зерно в таком решении есть. Но есть момент, который может насторожить. Даже с учетом того, что между первым и жилым этажом будет предусмотрен технический этаж, все-таки, наверное, не очень удобно придется жильцам квартир, расположенным непосредственно над парковкой. В общем, здесь нужно все тщательно продумать и взвесить.

       

Подробнее