Законопроект, запрещающий госслужащим иметь недвижимость за границей, скорее всего, будет отклонен Госдумой
Подготовленный парламентарием Валерием Рашкиным законопроект, запрещающий государственным служащим иметь заграничную недвижимость, судя по всему, не будет рекомендован к принятию профильным комитетом нижней палаты парламента.
Благие помыслы
Как стало известно РБК, Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ не согласен с предлагаемыми Валерием Рашкиным поправками и подготовил отрицательный отзыв на его законопроект, внесенный в парламент еще в октябре 2014 года.
Помимо этого, по сведениям ряда СМИ, профильный комитет отклонит аналогичный документ, который подготовило и направило в Госдуму в 2015 году Законодательное собрание Еврейской автономной области. Как и законопроект Валерия Рашкина, инициатива дальневосточных парламентариев подразумевает поправки в закон «О противодействии коррупции», которыми вводится запрет для госслужащих владеть недвижимостью за границей.
Уточним, что под действие законопроекта Валерия Рашкина (на фото) подпадают госчиновники, депутаты обеих палат, главы субъектов Федерации, работники прокуратуры в ранге заместителей генпрокурора и выше, а также члены Совета директоров Банка России.
К слову, в отношении этих категорий служащих уже действует целый ряд ограничений, оформленных в соответствующие поправки к упомянутому закону. В частности, им запрещено иметь зарубежные счета и банковские вклады, хранить свои наличные средства и другие ценности в иностранных банках, находящихся за границей Российской Федерации, а также пользоваться зарубежными финансовыми инструментами.
Однако Рашкин считает эти меры недостаточными и предлагает запретить владеть заграничной собственностью не только госслужащим и парламентариям, но и распространить эту норму на их супругов и не достигших совершеннолетия детей. Причем, по его мнению, в случае если обнаружится, что данная запретительная мера не исполняется, проштрафившегося слугу народа следует немедленно снимать с должности и отправлять в отставку.
В то время как прожиточный минимум каждого третьего из наших сограждан не достигает черты бедности, иметь госслужащим замки и шикарные квартиры в Европе просто недопустимо, убежден инициатор поправок.
Запрет на запреты?
Но с таким подходом в Госдуме согласны далеко не все. Так, депутат Анатолий Выборный, заместитель руководителя профильного комитета нижней палаты российского парламента, заявил журналистам, что поправки, предложенные Рашкиным, не соответствуют духу и букве закона «О противодействии коррупции».
По его мнению, отечественные чиновники сегодня и так проявляют «достаточную открытость» в вопросах «декларирования своих доходов, а также движимого и недвижимого имущества».
Одно дело, когда человек хранит деньги или ценности за рубежом, и конечного бенефициара не всегда можно увидеть, и совсем другая история — недвижимость, которую в любой стране необходимо зарегистрировать, полагает депутат Выборный.
С ним согласен и его коллега Антон Гетта, аргументирующий свою позицию тем, что «чрезмерные ограничения могут отпугнуть добросовестных госслужащих».
Как бы то ни было, напомним, что среди госслужащих и их ближайших родственников, указавших в своих налоговых декларациях наличие недвижимости за рубежом, в последнее время назывались супруга пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова Татьяна Навка, заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец, семьи парламентариев Андрея Макарова, Валерия Гартунга и др.
Кстати, последний, подтвердив, что у его жены имеется недвижимость за границей, охарактеризовал инициативу Рашкина как «глупую», поскольку покупка имущества на честно заработанные деньги, по словам г-на Гартунга, не имеет отношения к реальной борьбе с коррупцией.
По мнению известного политолога Игоря Бунина, власти пришли к выводу о том, что продолжать проводимую линию на запрет сегодня уже нет необходимости. При этом отменить все то «запретительное», что было принято раньше, они боятся, но и вводить новые запреты не планируют.
В этой связи эксперт обращает внимание на изменение риторики исполнительных властей и депутатского корпуса, которые в последнее время вновь заговорили о том, что в отношениях с Западом требуется перезагрузка и политика «наведения мостов».
Алексей АНДРЕЕВ
Экспертное мнение
Георгий ФЕДОРОВ, первый заместитель председателя Комиссии Общественной платы Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан
С моей точки зрения, это вполне обоснованная и логичная инициатива. Ведь понятно, что применительно к любому чиновнику или депутату, который имеет недвижимость за границей, возникает естественный вопрос, каким образом он ее заработал.
И тут надо все тщательно проверять. СМИ неоднократно рассказывали нам о высокопоставленных чиновниках, имеющих шикарную недвижимость в Лондоне, на Лазурном берегу и в других местах.
Поэтому, учитывая сложную международную обстановку и социально-экономическую ситуацию, внешнее давление на нашу страну и на людей, принимающих решения, я бы приветствовал такую инициативу.
Единственное возражение с моей стороны заключается в том, что я бы не распространял действие запрета иметь зарубежную недвижимость на пространство СНГ и ближнего зарубежья. Ведь известно, что многие наши чиновники и депутаты и члены их семей имеют недвижимость в тех постсоветских республиках, откуда они родом, будь то Молдова, Украина, Казахстан и др. Поэтому я бы четко направил действие этого запрета исключительно на дальнее зарубежье.
Что касается тенденции на «запрет запретов» и изменение риторики, о которой говорят политологи, то я думаю, что это не более чем лукавство и отговорки. За всем этим стоит желание скрыть свои, прямо скажем, нетрудовые доходы. Я лично знаю целый ряд депутатов и чиновников, которые декларируют огромные доходы, в то время как заниматься бизнесом им не позволяют их статус и положение.
Здесь и фиктивные разводы практикуются, и прочие вещи. В стране существует мощное законодательное лобби, стоящее на страже интересов людей, которые свои личные интересы ставят выше интересов государства. Это самая настоящая коррупция, и с ней надо беспощадно бороться.
Один из давно назревших шагов — ратификация на законодательном уровне 20-й статьи Конвенции ООН по борьбе с коррупцией. Согласно этой статье, находящийся на госслужбе чиновник или депутат должен не только декларировать свои доходы, но и обязан объяснять свои расходы — то есть аргументировать все свои крупные траты.
Между тем именно эту статью наши законодатели до сих пор не ратифицировали. Что, согласитесь, о многом говорит.
СПРАВОЧНО:
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (UNCAC) принята на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступила в силу 14 декабря 2005 года.
Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 года, а ратифицировала 8 марта 2006 года. Федеральный закон о ратификации содержит заявления по отдельным статьям и пунктам, по которым Россия обладает юрисдикцией и обязательностью для исполнения. В этот список не вошли, например: ст. 20 «Незаконное обогащение», ст. 26 «Ответственность юридических лиц», ст. 54 «Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации», ст. 57 «Возвращение активов и распоряжение ими».
Представители системной и внесистемной оппозиции давно выступают за принятие Россией 20-й статьи Конвенции ООН, мотивируя это тем, что данный шаг заметно облегчит уголовное преследование высокопоставленных коррупционеров.
Подготовил Алексей АНДРЕЕВ