Российские производители дорожно-строительной техники могут ощутимо увеличить долю на рынке. Нужно лишь найти возможности для наращивания производства
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
О состоянии рынка бульдозеров в России и перспективах развития производства такой техники нам рассказывает начальник управления «ЧТЗ-УРАЛТРАК» к.э.н. Рамиль ГАБДУЛИН (на фото).
— Рамиль Ринатович, как Вы можете охарактеризовать сегодняшнее состояние рынка строительной техники и, в частности, бульдозеров? Каковы его объемы и основные тенденции на рынке строительной техники?
— Основные тенденции российского рынка строительной техники в целом и рынка бульдозеров в частности практически полностью совпадают, поскольку бульдозер — одна из главных машин, используемых наряду с экскаваторами и погрузчиками в гражданском, промышленном и дорожном строительстве.
Незаменимы они также при возведении специфических, нестандартных и масштабных сооружений и объектов: например, космодромов, трубопроводов, железнодорожной и энергетической инфраструктуры. И отечественная техника традиционно на таких объектах работает, причем нередко в отдаленных районах страны и в условиях сурового климата.
По нашим оценкам, после кризиса 2009 года, когда суммарный российский рынок бульдозеров уменьшился практически в пять раз, в 2011—2012 годах он достиг своего локального максимума с объемом около 5000 машин. За 2013—2014 годы рынок снизился примерно на 40%.
По предварительным итогам первого полугодия 2015 года, наблюдается продолжение тенденции падения российского рынка бульдозеров. Это связано с ухудшением инвестиционного климата в России из-за западных санкций и недостатком в экономике дешевых длинных денег, направленных на крупные проекты федерального и регионального масштаба.
Четко оценивать динамику пока рано, поскольку изменения на рынке в декабре 2014-го — феврале 2015-го были шоковыми и связаны с резким ростом курса мировых валют к рублю. Мы придерживаемся консенсус-прогноза ведущих финансовых экспертов, опрошенных еще в начале текущего года, в соответствии с которым в 2015 году средневзвешенная цена нефти марки Brent составит $60 США за баррель, а курс валюты — 57 руб. за доллар.
Считаем, что после длительного снижения рынка, продолжавшегося в течение последних трех лет, с 2016 года начнется его постепенный рост до многолетних среднегодовых значений (то есть до 3—3,5 тыс. бульдозеров в год).
— Кто сегодня основные игроки на этом рынке, каково их долевое присутствие?
— Классически российский рынок бульдозеров делится на три ценовых сегмента: низкий, средний и высокий.
К высокому ценовому сегменту относятся бульдозеры ведущих западных брендов, таких как Komatsu (Япония), Caterpillar (США), Liebherr (Германия) и другие. Суммарная доля сегмента составляет около 20%.
К среднему ценовому сегменту относятся отечественные бульдозеры с современной гидромеханической или гидростатической трансмиссией и улучшенной эргономикой (ЧЕТРА, Дормаш, частично ЧТЗ). Суммарная доля сегмента — около 10%.
К низкому ценовому сегменту с емкостью около 70% относятся бульдозеры ЧТЗ с механической трансмиссией и китайские бульдозеры Shantui, Shehwa, Zoomlion и других компаний из КНР.
Одной из основных тенденций на отечественном рынке бульдозеров за период 2007—2014 годов можно назвать возрастающую долю китайских производителей и существенно обострившуюся конкурентную борьбу российских предприятий с производителями из Поднебесной. За эти годы бульдозеры китайского происхождения постепенно вытесняли аналогичную отечественную технику из традиционной для них ниши рынка и в итоге начали доминировать в низком ценовом сегменте.
Китай обеспечивает эффективную государственную поддержку предприятий-производителей и систематически усиливает экспансию экспорта дорожно-строительной техники в связи с замедлением темпов роста внутреннего потребления в стране. Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития КНР, а также Китайская корпорация страхования экспортного кредитования предоставляют предприятиям-экспортерам субсидируемые инвестиционные кредиты на создание и модернизацию производств; страховые и государственные гарантии контрактов; услуги по взысканию коммерческой задолженности с иностранных контрагентов и т.д.
— Как кризис повлиял на российский рынок дорожно-строительной техники?
— В 2015 году в связи с резкими колебаниями курса валют китайская экспансия заметно ослабла, и теперь мы наблюдаем заметное увеличение доли рынка отечественных товаров. В этих условиях всем иностранным производителям пришлось пересматривать свою ценовую политику.
Курс Правительства России на активное импортозамещение и наращивание объема экспортных поставок дает дополнительный импульс росту спроса на отечественные бульдозеры. Сегодня практически все машины класса тяги 10 и 15 т, стали ощутимо дешевле китайских аналогов. А самый «бюджетный» челябинский бульдозер — Б10М с механической трансмиссией и двигателем собственного производства — почти на миллион рублей доступнее по цене «одноклассника» фирмы Shantui.
Неудивительно, что с началом этой тенденции в разы увеличилось поступление заявок от потребителей на приобретение техники. Для предприятия сегодня самой актуальной проблемой стал поиск возможности для раскрутки и наращивания производства, чтобы удовлетворить возросший спрос, воспользоваться благоприятной конъюнктурой.
— Очевидно, реализовать эти возможности мешает состояние дел у российских производителей дорожно-строительной техники?
— Увеличившиеся ставки по кредитам, а также существенный объем коммерческой и банковской задолженности, сформировавшейся за последние годы, не позволяют российским производителям привлечь дополнительные оборотные средства в бизнес и соразмерно реагировать на сформировавшуюся положительную конъюнктуру рынка для удовлетворения спроса.
Поэтому, хотя и наблюдается увеличение доли рынка у отечественных производителей, потенциал этого роста еще далеко не исчерпан.
— В чем, на Ваш взгляд, основные преимущества отечественной техники перед импортными машинами брендовых марок?
— Можно назвать несколько явных преимуществ. Во-первых, ценовая конкурентоспособность (заметно меньше первоначальная цена машины, меньше и стоимость жизненного цикла с учетом расходов на эксплуатацию и ремонт).
Простота ремонта и обслуживания (эти работы может проводить эксплуатирующая организация, что особенно важно, когда техника находится в отдаленных и труднодоступных районах).
Отечественная тракторная техника, как правило, лучше адаптирована для работы при низких температурах. Существенным плюсом является повсеместная доступность и дешевизна запчастей и расходных материалов.
По сравнению с китайскими аналогами наши бульдозеры, демонстрируют более высокую технологическую производительность. Да и по надежности при многолетней эксплуатации, как показывает практика, российские гусеничные машины превосходят технику из КНР.
Стоит особо выделить еще одно конкурентное преимущество отечественной техники на этом рынке — это наличие у предприятий разветвленной дилерской сервисно-сбытовой сети. Сегодня она охватывает большую часть территории России и ближнего зарубежья.
— Занимаются ли сегодня отечественные производители перспективными разработками бульдозерной техники, или сегодня это не ко времени?
— Сегодня вести НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — Ред.) сразу по двум-трем десяткам направлений, при этом пытаясь уловить веяния рынка и как-то осовременить свою продукцию, создавать новые модели на перспективу без детального экономического обоснования, рассчитывая, что эти вложения со временем как-то окупят себя, — непозволительная роскошь. Нужно сосредоточиться на наиболее эффективных и актуальных разработках.
НИОКР — это, по сути, инвестиции, у них должны быть сроки окупаемости. Еще на этапе проектирования нового продукта должны быть понимание — куда, в каком объеме, по каким ценам сможем его продавать, когда сумеем окупить затраты. То же касается модернизации серийных машин, внедрения инноваций. Они должны обсчитываться по аналогичной схеме: насколько эти шаги позволят увеличить продажи, упрочить наши позиции на рынке, каким образом вложения вернутся предприятию.
«Бюджетная» и проверенная годами эксплуатации «механика» по-прежнему популярна у потребителей в России и странах СНГ, поэтому многие отечественные предприятия модернизируют предыдущие серийные модели. Делают их с учетом современных требований.
Но помимо доработки имеющихся моделей ведутся и перспективные работы по бульдозерам с электромеханической трансмиссией. Семейство этих машин должно стать принципиальным технологическим прорывом. Если говорить о преимуществах таких машин, то это в первую очередь это: автоматическое регулирование тягового усилия, высокий коэффициент полезного действия, оптимальные условия для работы дизельного двигателя, удобство компоновки и уменьшение числа трущихся деталей, что безусловно увеличивает надежность в эксплуатации.
Наши коллеги на других тракторных заводах страны также модернизируют серийную и разрабатывают новые моделей бульдозерной техники. Но финансово-экономическое положение предприятий отрасли, дефицит оборотных средств заставляют вносить коррективы в ранее сформированные планы.
— Спасибо, Рамиль Ринатович, за интересный разговор.
Беседу вел Владимир РЕЧМЕНСКИЙ