Отечественные производители цемента столкнулись с серьезными вызовами. Сможет ли отрасль выстоять перед масштабной внешней экспансией и решить накопившиеся внутренние проблемы? Просчитать возможные сценарии попытались специалисты Президентской академии в исследовании «Подготовка предложений по защите рынка цемента от импорта». Его материалы были представлены на круглом столе «Повышение устойчивости цементной отрасли к внешним воздействиям», организованном РАНХиГС и НО «Союзцемент».
Удержать суверенитет
По данным, которые привела исполнительный директор НО «Союзцемент» Дарья Мартынкина, в 2024 году в России произведено 65 млн тонн цемента, это на 3,1% больше, чем в 2023. Производственные мощности составляют 104 млн тонн. При этом производство и потребление в отрасли остается ниже уровня 2014 года, подчеркнул директор Центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Землянский.
«С прошлого года мы начали сталкиваться с ухудшением внутренней ситуации… Это сокращение темпов строительства, особенно многоквартирных домов… Динамика негативная, — отметил Землянский и привел в подтверждение слова президента РФ, который недавно заявил, что нужно быть готовыми к охлаждению в строительной отрасли и не допустить сокращения рынка ниже определенной планки. Также на государственном уровне было заявлено, что вливания из бюджета в экономику будут снижаться, и это уже заметно: в прошлом году сократились в номинале объемы бюджетных трансфертов, отметил Землянский.
Требуют решения и внутриотраслевые проблемы. Российские цементные предприятия отличаются высокой капиталоемкостью и энергоемкостью, периодически возникает необходимость проведения масштабных и дорогостоящих ремонтных кампаний, при этом постоянно повышаются требования к качеству цемента, его промышленной безопасности. На все это необходимы значительные инвестиции, но производителям трудно осуществлять их в условиях высокой ставки рефинансирования, добавила Мартынкина.
Пристального внимания заслуживает экологический аспект. Требования законодательства в этой сфере постоянно расширяются, производители цемента им следуют, но соответствующая модернизация производств требует вложений. Но такие инвестиции не имеют экономической целесообразности и в конечном счете негативно влияют на себестоимость.
Рост себестоимости цемента связан и с постоянным ростом цен на газ, электроэнергию, ГСМ, уголь. Немаловажный фактор – системные проблемы в работе РЖД. Российская цементная промышленность не всегда имеет условия для того, чтобы доставить свою конечную продукцию до потребителя. Также в числе проблем — низкая загрузка мощностей и дефицит кадров.
«В структуре себестоимости цемента оплата труда и страховые взносы занимают 17%. И необходимость повышать зарплаты, чтобы привлекать и удерживать работников, влияет на ее рост», — сказала Мартынкина.
Наконец, одна из самых болезненных тем, единодушно отмеченная большинством участников круглого стола, – диспропорция в размещении производств, что усугубляется существующей транспортной проблемой. Как отметил первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов, в свое время мы «увлеклись свободной экономикой и бездумно относились к проблеме баланса мощностей».
Обратить внимание на решение проблемы дисбаланса призывает и заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга России Владимир Смбатян. По его мнению, одна из приоритетных задач — наращивать мощности в тех округах, где ощущается их нехватка.
Все заинтересованные стороны понимают: недостаток собственного цемента может стать серьезным рычагом давления извне. Принципиально, чтобы цемент производился на территории государства, и только излишки экспортировались. Это необходимое условие государственного суверенитета, особенно в условиях санкций.
При этом уровень зависимости от импорта в российской цементной отрасли оценивается как высокий или крайне высокий, по некоторым данным, он достигает 70%. Это касается в том числе большой части оборудования и технологий.
Опасная привлекательность импорта
Объем импорта цемента в РФ в 2024 году достиг 3,7 млн тонн — рост составил 8,9% к 2023 году, привела статистику Дарья Мартынкина.
Как добавил Землянский, за два с небольшим года доля импорта цемента на российском рынке выросла с 2,5% до 5%, в то время как объемы экспорта из РФ сократились. Достаточно высок рост импорта из Ирана, цемент из этой страны поступает в Россию в регионы Северного Кавказа через порты Махачкалы и Астрахани. «С позапрошлого года у нас появился цемент из Вьетнама и с прошлого года — пошел импорт из Китая в Сахалинскую область», — добавил он.
Цифры импорта в целом по стране выглядят, возможно, не так масштабно, но, как отметил эксперт, более объективные данные дает статистика по макрорегионам. В частности, на рынке СКФО доля иранского цемента, по данным на осень 2024 года, уже достигает 28%, доля импорта в СЗФО (в том числе из Республики Беларусь) составляет 15% и даже в ЦФО она уже достигла порядка 9%.
Факторами, стимулирующими рост объемов импорта, Землянский назвал вытеснение иранского цемента из ряда стран Центральной Азии и рост производства в этих странах – строительство трех новых цементных заводов в Казахстане и Узбекистане. Также это связано с перенаправлением в Россию цемента из Республики Беларусь в условиях санкций.
Заместитель директора департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Елена Стоянова обратила внимание на то, что производители цемента в соседних странах-экспортерах на протяжении многих лет получают различные меры поддержки. Например, благодаря субсидиям, направленным на вывод отрасли из кризиса, цементные производства Белоруссии провели модернизацию в 2009 – 2012 годах. Во Вьетнаме, чтобы решить проблему перепроизводства, разработали и ввели генплан реструктуризации.
Иран, Китай Казахстан и Египет делают акцент на повышении инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности внутреннего рынка. В Иране и Китае эту задачу решают при помощи СЭЗ (свободных экономических зон), Казахстан разработал программу промышленного инновационного развития, одно из важнейших направлений которой – привлечение иностранных инвестиций. В Египте для производителей цемента предусмотрены субсидии на закупку сырья и материалов. В Армении и Турции с целью поддержки справедливых условий конкуренции на рынке страны-импортера для отечественных товаров действует автоматическое лицензирование. Все это позволяет им выходить на рынок с более выгодными условиями.
Что касается непосредственных контактов на уровне бизнеса – здесь важную роль играют привлекательные условия: отсрочки платежа, длительные контракты. Одно из существенных преимуществ – лучшая логистика, и это заслуживает особого внимания на фоне системных проблем в структуре РЖД. Кроме того, с поставщиками из Белоруссии и Казахстана у нас отсутствует языковой барьер, это делает всю работу понятной и прозрачной.
Такая динамика, подчеркнула Дарья Мартынкина, вовсе не говорит о неконкурентоспособности отечественного цемента. Однако тенденции, которые проявляются сейчас на международном отраслевом рынке, выглядят опасными для отечественных производителей.
«Эффект домино»
Иран недавно заявил о наращивании производства цемента, чтобы вернуть себе 6 место в мировом рейтинге производства цемента и в перспективе подняться на пятое. Он планирует увеличить мощности с 90 до 100 млн тонн. В Китае объявили курс на закрытие цементных заводов и перенаправлении инвестиций в другие страны, в том числе в страны Азии, а также на переориентацию поставок. При этом экспортный потенциал цементной отрасли КНР составляет до 1,5 млрд тонн в год. Не менее серьезным соседом можно считать Вьетнам, где мощности достигают 120 млн тонн и планируется их увеличить до 150 млн тонн к 2030 году, а экспортный потенциал составляет 30 млн тонн.
Все эти факторы создают определенный набор рисков для российской цементной отрасли. С их учетом в исследовании РАНХиГС аналитики просчитали несколько сценариев.
«Здесь можно условно говорить о появлении так называемого «эффекта домино», долгосрочного, системного, который может повлиять на российский рынок», — сказал Землянский.
Если импорт цемента из Турции и Ирана достигнет порядка 1,4 млн тонн, это сделает нерентабельными производства в СКФО. Если импорт из Китая вырастет до 7 млн тонн, окажутся нерентабельными производства в ДФО и СФО. Рост импорта цемента из Белоруссии угрожает рентабельности предприятий в ЦФО и СЗФО. При масштабном и одновременном росте такого импорта, что рассматривается как шоковый сценарий, под риском остановки окажутся 44 российских цементных завода общим объемом 44,8 млн тонн, а это 66% всего производства цемента в стране и 24,2 тыс. работников (70% от общего числа занятых в отрасли в РФ).
Эксперты не исключают некоторой внешней практической выгоды – снизятся цены для потребителей и подрастут доходы транспортников. Но в конечном итоге это принесет негативный эффект для экономики на государственном уровне: таможенные платежи не перекроют налоговые поступления от работающей отрасли. При умеренном сценарии для экономики в целом это может обернуться потерей до 10,7 млрд рулей в год. Если же все негативные факторы сложатся в шоковый сценарий, государство может потерять до 15 млрд в год. На макрорегиональных рынках при этом будет наблюдаться снижение цен – до тех пор, пока они не окажутся ниже рентабельности.
За счет чего конкуренты имеют преимущество? «Производителям цемента в сопредельных и других государствах-экспортерах созданы лучшие условия, чем в России. Среди мер их поддержки – и доступность кредитных ресурсов, и льготное финансирование, и лучшая доступность технологий, льготное ценообразование на газ и электроэнергию… Многие элементы структуры себестоимости у конкурентов дешевле, эта разница делает себестоимость цемента в России более высокой», — сказала Мартынкина.
Жесткие ограничения или мягкое регулирование?
По мнению экспертов, многие факторы в сложившейся ситуации работают на то, чтобы «снизить остроту драмы». Это незавершенное строительство дороги Решт (Иран) – Астара (Азербайджан), закредитованность производств в Республике Беларусь, а также серьезный рост затрат на производство в Казахстане. Внутри страны нас в определенной степени «спасает» инфраструктура на Дальнем Востоке, которая технически не способна пропустить большие объемы цемента.
И аналитики, и представители отрасли сходятся во мнении, что решать проблемы необходимо как можно скорее и – превентивными методами, пока не возникла необходимость «шоковой терапии», которая обойдется государству гораздо дороже.
Один из приоритетов – преодоление региональных диспропорций в производстве и потреблении цемента. Для этого прежде всего нужны регулирующие меры в отношении транспорта и, конечно, строительство новых мощностей там, где это необходимо. Проблему низкой загрузки поможет решить стимулирование всех видов строительства и расширение областей применения – например, строительство цементобетонных дорог.
В числе мер, которые могли бы лечь в основу защиты российской цементной отрасли, были также названы:
— Лицензирование: упорядочит ситуацию на рынке и заблаговременно обеспечит информацией о том, что, куда и откуда поставляется);
— Запрет на импорт (до полугода): способствует повышению налоговых доходов, устраняет конкурентов на рынке;
— Субсидирование транспортировки по территории России: наладит логистику, приведет к росту налоговых доходов и снижению себестоимости конечного продукта.
Улучшить ситуацию с транспортом призвана и политика недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД, которая действует в РФ с 1 января 2025 года, напомнил Смбатян.
Он также добавил, что, хотя отдельных мер поддержки для цементной отрасли в России нет, можно использовать общесистемные – льготы при закупке оборудования, тарифное регулирование при уплате таможенных пошлин, освобождение от уплаты НДС. «Профильный департамент Минпромторга всегда с этим готов помочь», — заверил он.
Как подчеркнула директор департамента технического регулирования НОСТРОЙ Ольга Мальцева, чтобы победить зависимость от импорта, нужно производить оборудование для отрасли самостоятельно.
Еще одна серьезная проблема, которая требует решения, — увеличение незаконного оборота цемента, в 2023 году его доля на рынке превысила 21%. В целях противодействия незаконной деятельности необходимо вернуть государственный контроль и надзор, а также инспекционный контроль на границе в пределах ЕАЭС, отметили участники круглого стола.
Подводя итоги, эксперты и представители отрасли пришли к выводу, что, несмотря на сложности, ситуация на российском рынке цемента пока не требует жестких «шоковых» решений, для улучшения ситуации на данном этапе достаточно мягких превентивных мер. Однако воздействие должно быть комплексным: в отрасли необходимо выстроить устойчивую систему со стабильностью поставок, доступными и регулируемыми ценами. Необходимо сбалансировать структуру производств и доставки, устранить дисбаланс мощностей. Для укрепления и развития отрасли нужна работа на опережение, а для этого нужны долгосрочные и полноценные прогнозы по ситуации в макрорегионах и в целом по стране.
Татьяна БАШЛЫКОВА