В рамках мер по повышению эффективности использования бюджетных средств Владимир Путин дал ряд поручений Правительству, в том числе в сфере строительства
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
В рамках мер по повышению эффективности использования бюджетных средств Президент утвердил ряд поручений Правительству. Каждый из 15 пунктов этого перечня имеет конкретные сроки исполнения, а большинство из них прямо или косвенно связано со строительной сферой.
Кто займется «дебиторкой»
В частности, до 10 октября нынешнего года Правительство должно определить федеральный орган исполнительной власти, «ответственный за координацию работы по проведению главными распорядителями бюджетных средств инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (государственных контрактов)».
Распорядителям государственных средств в ближайшие три года придется отвечать за дебиторскую задолженность, образовавшуюся в нынешнее кризисное время по бюджетным расходам. И одними объяснениями здесь дело явно не кончится: оргвыводы обязательно последуют, а нерачительных и нерадивых накажут, причем не только бюджетным рублем.
Президент поручил Правительству до 20 января 2016 года обеспечить внесение в российское законодательство изменений, «направленных на устранение условий, способствующих росту дебиторской задолженности по доходам федерального бюджета, предусмотрев усиление ответственности». Кроме того, в законодательстве появятся изменения, предусматривающие усиление ответственности за неуплату административных штрафов, совершенствование механизмов привлечения должников к ответственности, а также за нарушения при выполнении государственных (муниципальных) заданий.
Эти меры можно только приветствовать. В самом деле, не такие нынче времена, чтобы народными рублями разбрасываться: за это теперь и посадить могут, причем без всяких обвинений в коррупции. И пусть чиновники и бизнесмены, сидящие на бюджетных деньгах, об этом не забывают.
Кто же будет координировать всю эту работу? Поскольку поручение на сей счет дано Правительству, можно предположить, что органом, ответственным за координацию инвентаризации «дебиторки», образовавшейся по бюджетным расходам, не будет ни Контрольное управление Президента, ни Счетная палата, которые, как известно, не подотчетны Белому дому. Так что заниматься этим, судя по всему, придется именно правительственной структуре — Минфину, Росфинмониторингу или кому-либо еще.
Кто не освоил, тот за это ответит
Распорядителям бюджетных средств теперь придется планировать ассигнования на 2016—2018 годы «с учетом неиспользованных на 1 января 2016 года остатков средств на счетах подведомственных им учреждений». А при утверждении госпрограмм или их изменений глава государства поручил «обеспечить соответствие между показателями (целевыми индикаторами) государственных программ и показателями государственных заданий».
Но и это не все. Президент потребовал от Правительства, чтобы цели предоставления бюджетных инвестиций соответствовали «задачам, предусмотренным стратегиями развития (инвестиционными программами) юридических лиц». А сами бюджетные инвестиции в уставные капиталы юрлиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, в 2016—2018 годах планировались «при наличии финансово-экономического обоснования их потребности в бюджетных инвестициях» и «с учетом неиспользованных ими объемов бюджетных инвестиций, предоставленных из федерального бюджета в предыдущие периоды».
Из этого следует только одно. Отныне разброса в разы между объемами финансирования госпрограмм и конкретными суммами ассигнований, выделяемых в рамках госзаданий (в том числе, понятное дело, и на капстроительство важнейших для государства объектов), не будет. Подбивать денежки придется буквально копеечка к копеечке, чтобы лишние не завалялись.
Денег хватит, но объемы задела тревожат
Теперь перейдем к поручениям, непосредственно касающимся строительной сферы. Правительство должно обеспечить «проведение инвентаризации объектов незавершенного строительства, не включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, и создание информационного ресурса, содержащего полную информацию по указанным объектам».
Таким образом, всю российскую «незавершенку» отмониторят по полной, для чего до 31 марта 2016 года будет создан специальный информресурс — скорее всего, интернет-портал (ну не бумажный же журнал, в самом деле). Что ж, идея хорошая. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Я бы даже название предложил: «Долгострой.RU». А чего стесняться? Просто и по делу.
Идем дальше. При формировании адресной инвестиционной программы на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в приоритетном порядке будет обеспечено финансирование «объектов с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию, а также объектов, готовых… к началу строительства».
По поводу последнего могу сразу сказать: на задел денег точно хватит! А знаете почему? Да потому что у нас объемы этого самого задела (то есть так называемых начатых строительством объектов) на глазах сжимаются, как шагреневая кожа.
Согласно исследованию, проведенному специалистами Института развития жилищной отрасли, если на следующий год задел еще достаточно большой — около 40 млн кв. м, то на 2017-й — уже гораздо меньше: порядка 15 млн; а на 2018-й — совсем небольшой: около 5 млн, и, что самое неприятное, он практически не растет.
А ведь от величины этого показателя зависит благополучие не только строительной отрасли, но и, без преувеличения, всей экономики страны. В общем, здесь есть над чем поломать голову.
Галеры своих рабов не отпускают
До 1 ноября нынешнего года Правительству поручено обеспечить включение в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) «объектов капитального строительства, строительство, реконструкция, техническое перевооружение и (или) приобретение которых осуществляются за счет бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и… унитарными предприятиями». А до нового года в ФАИП будут включены все подобные объекты, госфинансирование которых идет за счет ассигнований посредством имущественного взноса Российской Федерации в уставные капиталы частных и акционерных юрлиц.
Здесь и комментировать-то, по большому счету, нечего. Есть перечень важных для федеральной власти проектов и объектов, которые на бюджетные деньги реализуют частные и акционерные компании, в том числе с участием государства. Президент распорядился внимательно изучить этот список и продолжить финансирование тех, кто этого реально заслуживает и работает без нарушений (см. выше). А чтобы представители государства в этих компаниях не заскучали на досуге, Правительству поручено установить для них «персональную ответственность… за ненадлежащее исполнение обязанности по представлению интересов Российской Федерации».
Ну и наконец, последнее. До 31 декабря сего года должен быть утвержден план-график государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества. При этом в приоритетном порядке будут регистрироваться «права на объекты недвижимого имущества, предоставленные государственным унитарным предприятиям».
Нужный перечень, согласитесь. Емкий, внятный, достаточно жесткий. Со сроками и конкретными лицами, ответственными за исполнение (среди которых, по понятным причинам, солирует премьер-министр Дмитрий Медведев).
Одно только обидно: почему у нас без вмешательства первого лица ничего в стране не делается? Обязательно главе государства нужно лично растолковать Правительству, министерствам и ведомствам, как малым детям в школе, что, как и когда они должны сделать, чтобы бюджетные средства, которые выделяются в том числе и на стройку, расходовались более эффективно? Право, странно это наблюдать.
Во многих странах (например, в Германии, Италии, Израиле и пр.) президенты в основном ордена вручают своим землякам, да верительные грамоты иностранным послам. Не работа, а пенсия: приятно, престижно, комфортно. А летом главы таких государств не отказывают себе в продолжительном отдыхе: ордена могут и подождать.
А нашему Президенту и ордена вручать приходится, и послов принимать, и все остальное делать. В самом что ни на есть ручном режиме. И попробуй тут отдохни, особенно в августе — не ровен час, опять что-то случится… Ну ничего нельзя «на аутсорсинг» передать! Все сам да сам…
Такая вот у нас вертикаль выстроилась.
Андрей ЧЕРНАКОВ