Государство намерено придать стройкомплексу инновационный крен. Однако пока эти попытки выглядят достаточно неуклюжими
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
По поручению Правительства РФ Минстрой разрабатывает Стратегию инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Этот документ должен стать базовым для всего отечественного стройкомплекса. Однако, судя по развернувшейся дискуссии на круглом столе в рамках недавнего Дня саморегулирования, до окончательной его версии еще далеко.
Увязать в единое целое
Такое положение вещей признают и сами непосредственные разработчики концепции.
Зампредседателя Научно-технического совета НИУ МГСУ Александр Гинзбург согласен с мнением, что обсуждаемый документ вызывает немало количество вопросов и споров. Что по-своему закономерно: с марта 2014 года над ним трудились несколько групп специалистов, но полного единодушия во взглядах разработчикам достичь так и не удалось.
Между тем разработка Стратегии должна стать составной частью целого комплекса стратегических документов, которые предстоит разработать до 2017 года.
— Мы возвращаемся снова к документам пространственного планирования, учитывая многовековой опыт России, — поясняет директор Департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития РФ Елена Чугуевская. — Стратегия пространственного развития страны должна определить приоритеты размещения производительных сил в комплексе с анализом сложившейся системы расселения и дать предложения по ее гармонизации. И Стратегия строительной отрасли должна получить свою пространственную компоненту, свою отраслевую карту, увязанную с этим документом в единое целое.
Выбраться из заколдованного круга
Но это только одна сторона вопроса. Есть и другая, не менее важная. Председатель Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли Александр Лощенко считает, что без инноваций не достичь тех целей, которые ставятся перед стройкомплексом.
К 2030 году доля стройкомплекса в ВВП страны должна достичь 30%, инвестиции планируется увеличить на 20%, также должны существенно вырасти производительность труда, доля применяемых инновационных товаров и технологий.
Однако все это так и останется на бумаге или в прекрасных фантазиях чиновников, если не удастся запустить сам инновационный процесс. Более того, нам будет трудно выбраться из той ямы, в которую упала сегодня строительная отрасль.
Ее объемы уже сократились на 3%, индекс деловой активности снизился на 12%, инвестиций стало меньше почти на 6%, а прибыль сократилась на 10%. Правда, ввод жилья возрос на 13%, но это за счет проектов, начатых в более благоприятные времена. Этот факт радует еще меньше на фоне стагнации продаж.
Снижается выпуск стройматериалов, зато увеличивается дебиторская задолженность в отрасли. Одновременно ухудшаются условия кредитования строительства, банки перевели его в высокорисковую категорию. В силу этого малый и средний строительный бизнес вообще не получает кредитов.
Стратегия инновационного развития, по мнению Александра Лощенко, должна преследовать цель сохранить строительную отрасль в условиях кризисных явлений, снижения импорта строительных материалов и масштабного развития собственного производства.
Для решения этих задач не грех воспользоваться зарубежным опытом. В США во время великой депрессии одним из лекарств по лечению схожей болезни стало широкое строительство дорог и домов под ключ.
Развитие стройкомплекса необходимо и с точки зрения решения общеэкономических задач. Ведь один рубль, вложенный в строительство, дает народному хозяйству мультипликативный эффект в размере 4 руб., а один работник в строительстве создает в смежных секторах четыре рабочих места.
Невозможно говорить об инновационном развитии строительства без решения его финансовых проблем. Иначе об этой теме можно просто забыть. В первую очередь следует ограничить рост тарифов естественных монополий, а для этого необходимо изменить их статус с рыночного на сервисный.
Нужно активней использовать ресурсы граждан, в частности накапливать средства на специальных счетах в банках для покупки жилья. К этим средствам прибавляются дотации регионов и, если денег не достает, берется рыночный ипотечный кредит. Такая схема, например, апробирована в Казахстане, где уже заключено 479 тыс. подобных договоров.
Есть подобный опыт и в России. Так, в Башкортостане на цели жилищных дотаций на 2016 год запланировано выделить 130 млн руб.
Но полноценное решение этих вопросов нереально до тех пор, пока не начнется массовое возведение жилья по доступным ценам. Что невозможно без изменения технологической базы строительства. А для этого и нужно инновационное развитие.
Но если не изменить финансовый механизм, все так и останется, как было. Таков круг, из которого нужно обязательно выбраться.
Диалог вместо монолога
Невозможно инновационное развитие без бюджетной поддержки науки и подготовки кадров, без формирования центра управления инновационным процессом. Но главное, в Стратегии нет предложений по созданию механизма внедрения инноваций, как нет и анализа существующих на этом пути препятствий, указывает заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Сергей Чернов.
Сегодня доля строительства в ВВП достигает 17%, доля государства в жилищном строительстве — 7%, а в целом по всему стройкомплексу — 13%. Остальное — это частные инвестиции. А в производстве строительных материалов на предприятия частных собственников приходится 99%. Стоит задача максимально эффективно использовать вкладываемые средства.
Это определяет роль и значение нормативно-технических стандартов в отрасли. Но данная тема, по мнению Сергея Чернова, не нашла в проекте Стратегии должного отражения. Необходим более интенсивный диалог между бизнесом и государством. Если же сохранится прежний режим монолога, пострадают обе стороны процесса.
Краткость — сестра таланта
В целом Стратегия получилась большим и рыхлым документом. А вот, например, в Великобритании аналогичная концепция умещается всего на 50 страницах. И при этом, по мнению председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства, Героя Соцтруда Ефима Басина, российский проект, будучи таким объемным, не затрагивает многих отраслевых проблем, которые требуют незамедлительного решения.
В этой связи начальник управления по работе с госорганами и разработке НТД Ассоциации строителей газового и нефтяного комплексов Николай Селезнев считает, что в документе должны найти место наиболее важные, прорывные технологии. Например, такие как крупноблочное строительство, которое позволяет повысить производительность труда в 4—8 раз, снизить себестоимость работ до 40%. Или BIM-технологии, качественно меняющие процесс проектирования.
По мнению Николая Селезнева, качество нынешнего проекта Стратегии инновационного развития стройкомплекса таково, что необходимо устроить ее публичное обсуждение с привлечением авторов из рабочей группы Минстроя России.
Это улучшит сам документ и ускорит его принятие.
Владимир ГУРВИЧ
Фото ecotest.ua, saldanhatours.com, volganet.ru