Строительные герметики: впереди Китай, а где Россия?

Компания Waker — ведущий дистрибьютор силоксанов, использующихся в качестве сырья для изготовления силиконовых строительных герметиков и клеев, — объявила о повышении цен на 10—20% на поставляемую ею продукцию. Простая логика подсказывает, что рынок ждет как минимум рост цен на все средства, в которых используются силоксаны.

Своеобразным «подземным толчком» на рынке стала новость от компании Momentive, одного из крупнейших производителей силоксанов: Momentive сокращает производство силоксанов и фактически переключается на выпуск NXT-силана для шинной промышленности.

О серьезности намерений свидетельствуют сокращение персонала, закрытие завода по производству силоксанов в Европе и открытие производственных мощностей по выпуску NXT-силана. Практически компания приняла стратегическое решение перейти к обслуживанию автомобильного рынка, инвестируя в новое производство $30 млрд. 

Постфактум аналитики объясняют такое переключение усилий тем, что нынешний рынок силиконовых герметиков дает неудовлетворительную маржинальность для производителей силоксанов из-за высокой насыщенности рынка и давления со стороны дешевых производителей.

Если посмотреть на рынок в целом, ведущим производителем клеев и герметиков является Китай, выпускающий 17% всей продукции этого вида в мире и ежегодно наращивающий их производство на 6—7%. Второе место — у США с ежегодным приростом 2,5—4%. Европейские производители следуют за этими двумя лидерами. 

Специалисты считают наиболее перспективными гибридные и полиуретановые герметики, усовершенствование которых позволяет заменять ими даже механические соединения.

По данным Ассоциации производителей клеев и герметиков, сейчас на рынке России потребляется 60 ассортиментных групп  (450 тыс. т стоимостью 100—110 млрд руб., что составляет 3,4% объема мирового рынка). Из них на герметики приходится 100 тыс. т, а на клеи — 320—350 тыс. т.

Почти половина компонентов в этой подотрасли — продукты малотоннажной химии, которые в России сейчас практически не производятся, и их приходится ввозить из-за границы.

На рынке встречаются компании, покупающие качественные компоненты зарубежного производства и добавляющие в качестве пластификатора дешевые компоненты при предпродажной фасовке в мелкую тару. В результате ухудшение свойств исходного вещества и способствует раннему «старению» дешевых герметиков. К примеру, срок службы силиконовых материалов может снизиться до 3—10 лет в помещении и до 2—3 лет при наружном использовании.

Согласно сведениям ОАО НИИТЭХИМ, импорт  химкомпонентов  составляет 33—65% в зависимости от ассортиментной позиции. Тем не менее доля отечественной продукции в структуре российского рынка герметиков в среднем выросла до 51,0% в 2016 году по сравнению с 39,7% в 2013 году.

По статистическим данным, среднее значение доли отечественной продукции в структуре российского рынка герметиков в последние годы увеличилось. Сейчас здесь работает более 800 российских компаний, и после спада производства в 2015 году (на 20%) к 2017 году обозначилась тенденция к приросту их продукции.

Строительные герметики: впереди Китай, а где Россия?

 

СПРАВОЧНО

Герметики служат для уплотнения примыканий и соединений в строительных конструкциях, ликвидации зазоров, заделки швов, обеспечения водонепроницаемости различных участков помещений и узлов, непродуваемости срубов деревянных домов и панелей каркасных сооружений, предотвращения протечек и т.п.

Столь многочисленные точки применения этих средств породили и широкое рыночное предложение, разделенное на группы с множеством позиций в зависимости от состава самого герметика и конкретного характера тех ремонтно-строительных и профилактических проблем, для решения которых они предназначены.

Рынок предлагает множество разновидностей герметиков, каждый из которых предназначен для взаимодействия с определенным типом материала: кирпичом, керамической плиткой, крашеным или непокрытым металлом, бетоном, камнем,  деревом, пластмассой и др. Сопровождающие инструкции, как правило, наглядно  отображают назначение герметика и «сценарий» его задействования в предписанных технологических обстоятельствах, будь то санузел, болтовое соединение, оконный комплект, трубопровод, кровельные элементы или примыкание отмостки к фундаменту, внутренние или внешние работы, а также указывают  типы рабочих материалов, требования к подготовке их поверхностей, содержат перечень необходимых мер безопасности.

 

МНЕНИЕ

Рынок герметиков ждет падение, в лучшем случае — стагнация

 

Поделиться своей оценкой состояния российского рынка герметиков мы попросили генерального директора «Корсил Трейд» Илью СМИРНОВА:

— Какова сейчас доля импорта в секторе строительных герметиков на российском рынке, и как эта доля меняется?

— На мой взгляд, доля импорта составляет около 95%. Можно сколько угодно писать на этикетке «произведено в России», но базовое сырье — из Европы и Китая. Это касается каучуков, катализаторов и наполнителей. Доля не меняется, так как нет альтернативы. В будущем — возможно. Есть желание поменять ситуацию в Казани, но пока есть неопределенность с результатами.

— Какие герметики самые востребованные?

— Самые востребованные герметики — самые дешевые: ацетокси (кислотные) и оксимо (нейтральные).
 

— Каковы возможности российских производителей герметиков?

— Возможности ограничены возможностями поставщиков. Желания инвестировать и модернизировать производство я не замечаю. Сейчас не та ситуация в экономике.
 

— Что можно ожидать на российском рынке герметиков после сворачивания компанией Momentive производства силоксанов и повышения цен на это сырье другими поставщиками?

— Это уже привело к дефициту сырья. Летом многие европейские заводы встают на профилактику, это занимает от 2 недель до месяца. Предприятия ориентированы на местного потребителя, плюс рынок Европы растет быстрее российского. Большие объемы расписаны на несколько месяцев вперед.

Цены на герметики повысятся на 10—20 процентов из-за дефицита сырья. Это будет видно уже в июне-июле 2017 года.
 

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития сектора герметиков на российском рынке?

— В сегодняшней ситуации — это падение, в лучшем случае стагнация. Чтобы развивать герметики, необходимо развивать сырьевой сектор, производить базовые компоненты.

Подготовил Владимир БРЕУС

Подробнее