В нынешнем году страна произведет 9 млн тонн ССС
В 2011 году выпуск сухих строительных смесей (ССС) в России увеличился на 19% и превысил 7 миллионов тонн. При сохранении тех же темпов роста к концу нынешнего года будет произведено уже 9 миллионов тонн ССС, а в 2013-м удастся вплотную подойти к знаковому рубежу в 10 млн тонн или даже превысить его.
Об особенностях динамично развивающегося рынка сухих строительных смесей нашему корреспонденту рассказал управляющий некоммерческим партнерством «Союз производителей сухих строительных смесей» Евгений Беляев.
— Прежде всего — с какой целью создавался Союз?
— Наше профессиональное отраслевое объединение было создано в 1999 году и с первого дня поставило перед собой базовые задачи: развитие российского рынка ССС, популяризация сухих смесей среди профессиональных строителей, отделочников и широкого круга потребителей, а также представление и отстаивание интересов предприятий отрасли.
— Сколько сегодня насчитывается в стране производителей ССС?
— По нашим данным число производителей сухих строительных смесей в России весьма стабильно и последние 5-7 лет колеблется в пределах 220-240 предприятий. И, если на деятельности небольших компаний макроэкономические факторы сказываются весьма существенно (в ходе минувшего кризиса многие из них исчезли с рынка и им на смену пришли новые), то группа средних и крупных предприятий является достаточно стабильной и устойчивой. Поэтому в будущее мы смотрим с осторожным оптимизмом,хотя общемировые экономические тенденции сегодня не слишком радуют.
— Если количественные показатели рынка неизменно идут вверх, то как вы оцениваете качество сухих смесей, выпускаемых в России?
— Я считаю, что качество ассортиментной линейки основных производителей, которые делают погоду на рынке ССС, за последние годы стало лучше. Иностранные компании, которые пришли в Россию со своими заводами, технологиями, рецептурами, культурой производства, задают высокую планку качества, и отечественные производители сухих смесей, чтобы успешно конкурировать с продукцией зарубежных коллег, просто не могут не уделять вопросам качества должного внимания. Тем более, что сейчас они обладают и серьезными финансовыми ресурсами, и опытным персоналом, и качественным оборудованием — как лабораторным, так и промышленным. И главное, желанием, чтобы их бренд у потребителя четко ассоциировался со знаком качества.
— Насколько велика доля иностранной продукции на нашем рынке?
— В последние годы в структуре потребления импортные смеси занимают скромные 6-8%. В кризисном 2009 году потребление импортных смесей снизилось практически вполовину — на 46% (и составило почти 400 тысяч тонн), тогда как в целом потребление смесей сократилось только на 14%. В 2010 году количество импортной продукции достигло 460 тысяч тонн, а в 2011-м — снизилось до 415 тысяч тонн: это связано с тем, что многие крупные мировые фирмы открыли свои заводы в России, чтобы не перевозить продукцию через границу и не платить таможенные пошлины.
— Качество отечественных смесей сильно отличается от импортной продукции?
— Сегодня лучшие отечественные смеси от крупных российских производителей ни в чем не уступают смесям фирм-нерезидентов и вполне успешно с ними конкурируют. Другое дело, что среди зарубежных поставщиков встречаются те, кто неоправданно завышает цены, ссылаясь на некую «эксклюзивность» своей продукции. Но такие фирмы занимают либо очень узкий сегмент рынка, либо их объем сбыта сжимается, как шагреневая кожа.
— Контрафактная продукция сильно бьет по репутации отечественного производителя?
— Не только отечественного. Но в целом по рынку доля поддельной продукции, по оценкам экспертов, не превышает 1% от объемов потребления ССС. Но все это — средняя температура по больнице. Хотя по отдельным маркам смесей картина не слишком оптимистичная. Компания «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус», которая владеет известным и популярным брендом «Ветонит», оценивает свои ежегодные потери от пиратского копирования в 200 миллионов рублей, что составляет примерно 5% от легально произведенной продукции ТМ «Ветонит».
— Существуют ли еще какие-то факторы, негативно влияющие на развитие рынка ССС?
— К ним я бы, прежде всего, отнес рост тарифов на электроэнергию, а также на автомобильные и железнодорожные перевозки. О взаимоотношениях с ОАО «РЖД» хотелось бы сказать особо.
В прошлом году ситуация с грузоперевозками по железной дороге была вообще близка к критической. Мало того, что новые собственники вагонного парка — ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» — резко взвинтили стоимость перевозки грузов (в зависимости от направления, плата увеличилась на 30-100% по отношению к «дореформенным» ценам), но и получить порожние вагоны под погрузку было весьма проблематично. Участились случаи подачи неисправных вагонов с проломами в полах и стенах, с гнилыми основаниями и плохо открывающимися дверями, которые нередко поступают на предприятия с большим опозданием. При этом производителям активно навязываются типовые контракты, в которых вся ответственность возложена на грузоотправителя, и ему же «адресованы» все мыслимые и немыслимые штрафные санкции.
Подобная практика железнодорожников ведет к перебоям в поставках сухих строительных смесей в целый ряд регионов России, деградации дилерских сетей, существенному увеличению транспортной составляющей в себестоимости продукции, снижению рентабельности, затариванию складов и в конечном итоге — к сокращению объемов производства, рабочих мест и налоговых отчислений в местные и федеральный бюджеты.
Сложившиеся обстоятельства вынудили нас направить открытое письмо «О ситуации, сложившейся в сфере грузовых железнодорожных перевозок» в адрес руководителей РЖД, Минтранса, Минрегионразвития, ФАС и Росжелдора, которое подписали руководители целого ряда ведущих отраслевых предприятий. В этом письме мы не только констатировали наличие системных проблем в сфере грузовых железнодорожных перевозок и потребовали принять все меры к оздоровлению ситуации, но и дали конкретные предложения по решению данной проблемы.
— Каким образом Союз может влиять на ситуацию на рынке ССС?
— Союз выступает последовательным и убежденным лоббистом интересов не только собственно союзных компаний, но и всей отрасли в целом. Мы очень много времени и сил тратим на правильное наполнение наших коммуникационных каналов, адресованных и отраслевым фирмам, и строительному комплексу в целом. Мы много работаем с профильными СМИ, формируя положительный образ отрасли, отраслевых компаний и производимых ими материалов, что способствует широкому внедрению смесей в практику строительно-отделочных и ремонтно-восстановительных работ. Надеюсь, в том, что отрасль ССС одна из первых восстановила объемы докризисного производства и вот уже второй десяток лет растет темпами, которые для прочих отраслей являются недостижимой мечтой, есть и наша скромная заслуга…
Кроме того, сегодня нормативная база отрасли находится в стадии формирования, и предстоит немало потрудиться, чтобы гармонизировать нашу нормативную базу с европейскими нормами. Союз производителей сухих строительных смесей подал в Технический комитет 465 «Строительство» заявку на пересмотр и разработку ряда ГОСТов, а также на внесение изменений в уже действующие стандарты на ССС. К нормотворческой работе мы привлекаем лучших специалистов из ведущих профильных институтов и университетов, а также опытных технологов и технических специалистов наших отраслевых компаний.
Беседовал Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ