Тренд этого года — очень маленькие квартиры

Тренд этого года - очень маленькие квартиры

По мнению директора по развитию компании «Азбука жилья» Георгия Солдатова, тренд этого года — очень маленькие квартиры.

В первую очередь спросом пользуются квартиры малых площадей, особенно на первичном рынке. Тренд этого года — очень маленькие квартиры. Вплоть до студий 18 м2. Логи тут проста. Это самое ликвидное жилье. Его легко продать, его легко сдать.

На вторичном рынке ситуация немного другая. Такого преобладания квартир малых площадей нет. Очень часто в выборе квартиры, главное даже не квадратные метры, а район или даже микрорайон.

Конечно, массовый спрос на недвижимость можно вернуть резким снижением цен, но этого не будет. Скорее квартиры просто не будут продаваться, но цены ниже падать не будут. С моей точки зрения взможно еще небольшое снижение цен, дно рынка в середине 2016 года, после чего к концу 2016 года начнется небольшой рост цен.

Наиболее вероятным сценарием считаю продолжение снижения ипотечной ставки. Если ЦБ решит еще понизить ставку, то с учетом субсидии ипотечная ставка пойдет и дальше вниз. Уже сейчас ипотечные предложения в рублях выгоднее докризисных.

Застройщики будут на рынке работать по разному. Некоторые имеют «жирок» и способны держать цены та текущем уровне. Наиболее активные и эффективные будут запускать совместные с банками программы с условно пониженной ставкой ипотеки за счет субсидирования из цены клиента и ставки банка.

Что же до общего положения первички, то падение в данном сегменте на уровне 40%. Вторичка же в период кризиса всегда была «тихой гаванью». В текущем кризисе вторичка так же выполняет роль демпфера и поддержки для тех агентств недвижимости, которые имеют развитую структуру работающую на рынке вторички и тем не менее падение около 25%. На вопрос: «пора ли покупать» я бы ответил «пора», ну или подождите месяца 3-4. «Пора» — с той точки зрения, что и цены сейчас не плохие, но кроме этого много очень интересных проектов появилось на рынке.

Кстати, одним из парадоксов текущего кризиса является неравномерность спроса. Отдельный понравившиеся потребителям проекты могут расти в темпах продаж сильно выше докризисного периода. Это связано главным образом с тем, что клиенты в период кризиса тратят больше время на изучение рынка недвижимости. 

Подробнее