Когда и как именно будет реформирована система ценообразования в строительной отрасли, в том числе ее фундаментальная основа — сметно-нормативная база
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
Ежегодно на капитальное строительство выделяется более триллиона рублей, а всего здесь крутится свыше пяти триллионов и работают почти три миллиона профильных специалистов. Огромные цифры. Поэтому реформа ценообразования в такой финансовоемкой отрасли, как строительство, — одна из самых актуальных экономических тем.
Все устарело
Система государственной политики в вопросах ценообразования в строительной отрасли за последние годы была утрачена и на данный момент себя исчерпала, заявил на круглом столе в Совете Федерации бывший первый заместитель мэра Москвы, а ныне аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк (кстати, строитель по образованию). Причин здесь много: реорганизация отраслевых органов управления, снижение уровня квалификации специалистов и целый ряд других объективных факторов. Возникает вопрос, как изменить ситуацию?
Сметно-нормативная база — фундамент системы ценообразования в строительной отрасли. Еще недавно в Российской Федерации действовала единая сметная база образца 2001 года. Справедливости ради надо напомнить, что в 2008—2009 годах она обновлялась, однако это, по оценкам экспертов, не сильно ее улучшило. В ней по-прежнему не только содержатся, но и применяются на практике тысячи норм и расценок, которые уже давно устарели.
Между тем, чтобы провести комплексную реформу строительного ценообразования, важно своевременно учитывать меняющиеся цены на строительные товары и ресурсы. Что для этого требуется? Постоянный мониторинг рынка, оперативный учет новых строительных технологий, высококвалифицированные специалисты-сметчики, регулярное доведение информации о текущих ценах до производителей и поставщиков стройматериалов.
Базовый элемент
В многочленном уравнении ценообразования в строительной отрасли вопрос формирования сметной стоимости — наиболее болезненный, считает замминистра строительства и ЖКХ РФ Юрий Рейльян. И от неэффективности этой системы в той или иной мере страдают все участники строительного процесса.
Здесь есть два больших и проблемных блока. Первый — нормативно-правовое регулирование. В настоящее время градостроительным законодательством не предусмотрена предпроектная стадия документации. Ее отсутствие — одна из основных причин того, почему возводимые в России объекты так дорого стоят.
По мнению представителя Минстроя, необходимо в ближайшее время вернуть в профессиональный обиход такое понятие, как «обоснование инвестиций», и уже на этой стадии принимать принципиальные решения относительно пределов лимитов, средств, выделяемых на строительство. А в целях повышения эффективности Юрий Рейлян предлагает оценивать не проект объекта — некий инвестиционный паспорт, а вариант его реализации.
Постановление Правительства №87 от 2008 года о составе разделов проектной документации, в которое на протяжении последних лет вносились изменения, устанавливает несколько больший объем проработки проектной документации, чем существующая сегодня стадия «проект». Действующие же сметные нормативные нормы разработаны для стадии «рабочая документация», что не позволяет эффективно и достоверно их применять, сопоставляя один с другим.
Отсутствуют документы, регламентирующие на федеральном уровне формирование начальной цены госконтракта, расчетов в пределах, установленных по результатам конкурса, твердой договорной цены.
— Значительная доля ведомственных приказов Госстроя, касающихся процедур разработки и утверждения сметных нормативов, порядка формирования и ведения федерального реестра, сметных нормативов, методик составления сметной документации и порядка определения отдельных затрат устарела и нуждается в доработке, — считает Юрий Рейльян.
Для решения указанных проблем Правительством утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы ценообразования и технического регулирования в строительстве. По словам чиновника, его ведомство предусматривает разработку и актуализацию необходимых нормативно-правовых документов до конца нынешнего года.
Второй блок — это нормативно-техническое регулирование. Прежде всего, это устаревшие государственные элементные сметные нормы (ГЭСН). Нормативы 1991 года, лежащие в их основе, нуждаются в актуализации. Но из-за отсутствия должного государственного финансирования, формирование ГЭСН производилось бессистемно. В настоящее время на эти цели впервые за последние годы выделены серьезные средства.
В открытом доступе
Нынешняя ситуация осложняется тем, что федеральный реестр сметных нормативов не был сформатирован в виде государственной информационной системы. Соответственно, в базе не регистрировались многие нормы, которые должны использовать все участники строительного процесса — в первую очередь разработчики проектно-сметной документации и инженеры-сметчики, готовящие обоснования предстоящих расходов.
Отсутствовали целые системные блоки, нередко информация была наполовину закрытой. Были случаи, когда норматив применялся лишь для одного-единственного объекта, а после этого вся информация на этот счет попросту исчезала из базы данных.
Поэтому одна из сегодняшних задач — формирование новой, отвечающей требованиям закона базы данных как отдельного государственного ресурса. Этот ресурс должен быть открытым, доступным, прозрачным и бесплатным. И главное, он должен иметь все основные признаки нормальной информационной системы.
Система ГЭСН в целом устарела, с этим уже никто не спорит. Но все-таки это государственная элементная сметная норма, и другой точки отсчета у нас на сегодня просто нет. Все наши технологии и методики «заточены» под эти фактические описания затрат. Их нужно модернизировать. Но при этом как базовый элемент формирования сметно-нормативной базы ГЭСН должны остаться.
Это может выглядеть парадоксом, но даже на основе устаревших ГЭСН существуют и применяются весьма разные расценки. Ведь у нас есть еще куча отраслевых и ведомственных расценок. И поразительно: для использования на одной и той же территории они порой весьма существенно расходятся.
Например, заказчик Росатом применяет по отношению к кубометру того или иного материала фактически ту же расценку, что и РЖД, но стоимость работ при этом существенно отличается. К сожалению, построение методологии формирования цены за последнее время было утрачено, констатирует аудитор Юрий Росляк.
Сама система контроля договорной цены по форме КС-2, КС-3 уже не отвечает принципам, которые заложены в формирование договорной цены в условиях рыночных отношений.
С другой стороны, у нас не прописан механизм системы учета, который ведется подрядчиком. Здесь требуется обеспечить достоверность по налоговым последствиям, подтверждать конкретными документами расход материалов, выплату зарплаты персоналу, получение прибыли по результатам деятельности. Кроме того, субъект строительного рынка имеет право совершенствовать технологии без нанесения ущерба конструктивным решениям, безопасности и качеству того продукта, который он создал.
Следующая тема — вопрос учета первичных материальных и иных ресурсов, которые участвуют в ценообразовании в строительстве по территориальному принципу. Была предложена модель построения этой системы по федеральным округам. Но для некоторых субъектов может быть прописана и отдельная процедура с учетом местной специфики.
Но самое главное — нужно учитывать стоимость материальных ресурсов и конструкций, характерных для конкретного территориального рынка, но с учетом возможности использования соответствующих сопоставлений и баз данных по всей территории Российской Федерации и за ее пределами.
По единой методике для каждой конкретной территории должна учитываться стоимость воды, тепла, электроэнергии и других коммунальных ресурсов.
Базу следует вести регулярно, придерживаясь определенных циклов. Только такой подход позволит перейти к индексному пересчету цен, ныне формируемых на базисном уровне. Выровнять все цены и перейти на новую базу предполагается с 2017 года.
Также следует сформировать систему, по которой в связи с появлением новых технологий, конструктивных и проектных решений заказчики имеют право вносить предложения на разработку соответствующих сметных нормативов, отвечающих новым условиям. Причем все это должно считаться по единым правилам и методикам и подвергаться обязательной экспертизе, подтверждающей соответствие элементов сметной нормы всем установленным методическим параметрам.
Качество меда зависит от порядочности пчеловода
Несомненно, есть вопросы, которые, как говорится, уже навязли в зубах, и их нужно решать в срочном порядке. В их числе — повышение роли и ответственности заказчика.
Вспомним, что в советские времена во всем был виноват именно заказчик. А сегодня — во всем виноват подрядчик. Чувствуете разницу? Маятник качнулся в другую сторону, что, скажем прямо, не совсем справедливо.
Нормальная ситуация — когда есть четкая компетенция и заказчика, и подрядчика. Все это внятно прописано в действующем законодательстве, и каждый знает, за что именно он отвечает.
В 2017 году должны выйти адаптированные к нынешним условиям нормативы. Создание новой нормативно-технической базы — большая, но чрезвычайно нужная работа. И ее обязательно нужно сделать, поскольку это может стать важным ориентиром для всей строительной отрасли.
Но все это никак не отменяет элементарной добросовестности и профессиональной чести. Если работать честно и по закону, не искать способы задрать цены, то в какой-то момент они перестанут бесконечно расти. Хочется, чтобы это произошло как можно скорее.
Владимир ГУРВИЧ