Это наш ответ на антироссийские санкции, поддержка отечественного машиностроения и расширение импортозамещения, считает президент НААСТ Валерий Клименко
Для дальнейшего чтения материалов, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.
На днях за подписью Дмитрия Медведева вышло Постановление Правительства РФ №84. Оно ввело запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов строительной и коммунальной техники иностранного производства. Мы попросили прокомментировать этот документ Валерия КЛИМЕНКО (на фото), президента Национальной ассоциации арендодателей строительной техники (НААСТ).
— Валерий Александрович, недавно принятое Постановление №84 уточняет некоторые моменты, отраженные в Постановлении №656 от 14 июля 2014 года, которое Вы уже комментировали на страницах нашего журнала. Объясните, в чем основной смысл нового документа?
— Честно говоря, большой разницы между 656-м и 84-м постановлением я не вижу. Просто в новом документе даны некоторые разъяснения, на которых мы остановимся ниже. В целом же я вижу здесь такие основные моменты. С одной стороны, это наш ответ на продолжение политики антироссийских санкций ряда западных стран. С другой стороны — поддержка отечественного производителя, развитие нашего машиностроения, расширение импортозамещения.
— Кроме того, как пояснил 2 февраля на правительственном совещании под руководством Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович, из-под запрета выведены страны, которые являются членами Евразийского экономического союза. Техника из этих стран будет поставляться на общих основаниях с российской техникой, уточнил он.
— Совершенно верно, и это одна из главных причин появления нового постановления на данную тему. Запрет не распространяется на производителей, действующих на территории государств — членов вновь созданного ЕАЭС: эта организация начала функционировать с 1 января 2015 года. И, согласно принятому документу, запрет не касается компонентов и запчастей, которые требуются совместным сборочным предприятиям по выпуску строительной техники на территории государств — членов ЕЭАС. В основном, конечно, подразумеваются Белоруссия и Казахстан. Что же касается Армении, то я не слышал о каких-то видах интересующей нас строительной техники армянского производства, которые применялись бы в России. Может быть, такая техника и есть, но явно в незначительных количествах. Больше же всего совместных сборочных предприятий в Белоруссии. В частности завод по производству автомобилей марки MAN и др. В документе отдельно выделены предприятия автомобильной промышленности и заводы по выпуску строительной техники.
И хочу особо подчеркнуть: постановление №84 касается исключительно закупок для государственных и муниципальных нужд. То есть это не относится к закупкам стройтехники различными акционерными обществами и другими коммерческими организациями. Честно говоря, мне трудно даже вспомнить, какая строительная организация является полностью государственной: практически все нынешние строительные компании — это акционерные структуры. И даже если взять такого гиганта, как «Газпром», который всегда ведет обширное строительство объектов, то там есть большая доля государства, но это не дает основания назвать «Газпром» госкомпанией.
После выхода летнего документа у людей, насколько я знаю, все-таки, возникало довольно много вопросов по поводу того, кому он адресован, и в этом смысле было некоторое недопонимание. Теперь же в 84-м постановлении четко и недвусмысленно подчеркнуто, что речь идет исключительно о закупках соответствующей техники для государственных и муниципальных нужд. Так что акционерные компании этот документ могут не читать, а вот федеральным и муниципальным чиновникам придется задуматься, как потратить выделенные на приобретение техники деньги, чтобы и качество выполняемых работ не пострадало, и отечественный производитель получил бы поддержку.
— Кстати, об отечественном производителе. Как Вы считаете, поможет ли этот документ организовать эффективное импортозамещение в сфере производства строительной техники?
— Об эффективном импортозамещении можно будет говорить лишь после понижения кредитных ставок. В этом смысле недавнее снижение Центробанком ключевой ставки с 17% до 15% ничего не дает — такого снижения явно недостаточно. Впрочем, я не финансист, но им и не надо быть, чтобы понять, что ставка должна быть значительно меньше. На Западе кредиты дают под 6%, а у нас и до кризиса предприятие могло взять кредит где-то под 15%, а теперь ставки вообще выросли до небес. А снижать их наши банки не хотят: невыгодно. Ну, и скажите, о каком импортозамещении здесь может идти речь? То же самое относится и к ипотеке: на Западе она не превышает 4%, а у нас теперь с помощью субсидий банкам-кредиторам, дай Бог, доведут ставки до 13—13,5%. Так что, повторяю, реальное импортозамещение в производстве отечественной стройтехники будет тогда, когда создадут нормальные финансовые условия по кредитам.
— Тем не менее, заводы по производству такой техники у нас уже есть, и вполне современные. А теперь давайте кратко пройдемся по видам строительных машин, попавших в перечень. Летом туда включили легковые и грузовые автомобили, автоцистерны, бульдозеры, дорожные катки, экскаваторы с небольшим объемом ковша, автобетононасосы на импортном шасси и другую строительную и коммунальную технику. Есть ли какие-то изменения в перечне к новому Постановлению?
— Лично я каких-то особых, бросающихся в глаза изменений не заметил. И хочу заявить, что нас, арендодателей строительной техники, данный список не напугал. Ведь в России организовано производство строительных машин и техники всемирно известных брендов: достаточно назвать заводы Liebherr (Нижегородская область), Komatsu (Ярославская область), Terex (у них действует совместное предприятие со старейшим в России экскаваторным заводом «Тверской экскаватор»). Не так давно открыты новые заводы Volvo CE в Калуге и Hitachi — в Тверской области. Но этим, несмотря на кризис, дело не ограничится: я убежден, что процесс организации сборки и локализации производства строительной техники известных мировых брендов в нашей стране будет и дальше развиваться.
— А что сказано в документе по поводу запрета автокранов небольшой грузоподъемности?
— Постановление касается исключительно манипуляторов на автомобильном шасси, то есть эвакуаторов с мультилифтом и компактным краном. Практически вся эта техника, так нелюбимая отечественными водителями, импортная — итальянская, шведская, австрийская. Но если какому-то муниципалитету или мэрии захочется поставить тот или иной манипулятор на российское или белорусское шасси, я думаю, им всегда пойдут навстречу. Впрочем, как мы знаем, сегодня большинство действующих в Москве эвакуаторов — корейского производства. А эта страна, как известно, санкции против России не вводила, поэтому и «ответку» от Москвы не получила в виде запрета на продукцию. То же самое касается и погрузчиков: в Корее делают очень качественные машины данного типа.
Кстати, по сравнению с прошлым перечнем в нынешний запретный список добавилась такая позиция, как АГП — автогидроподъемники или автовышки. Но эта техника широко производится в России и Белоруссии — вышки со стрелами разной длины на базе КамАЗа, ЗИЛа, ГАЗа, Урала, МЗКТ в большом количестве представлены на наших стройках.
— Вопрос к Вам как президенту НААСТ. Повлияло ли принятие летнего постановления №656 на ситуацию на российском рынке аренды строительной техники? Как изменились расценки? Чего в этом смысле можно ожидать от 84-го постановления?
— На Пятой Национальной конференции арендной отрасли, которая прошла в октябре в Санкт-Петербурге, обсуждались насущные проблемы нашего бизнеса. Могу сказать, что падения на рынке аренды строительного оборудования не наблюдается. Наоборот — он растет и развивается. Да, конечно, с изменением валютного курса в цены вносятся определенные корректировки. Поскольку большинство арендных компаний широко используют импортную стройтехнику, расценки за аренду застыть на месте не могут по определению: они будут следовать за валютным курсом. Да, все арендные компании цены поднимают, но не настолько, насколько растет курс валюты к рублю: так можно и всех клиентов лишиться… В среднем в минувшем году, по оценкам НААСТ, цены выросли процентов на 20.
А в целом для компаний-арендодателей эти два постановления — определенный плюс. Ведь они привлекут к нам больше клиентов, поскольку те государственные и муниципальные структуры, которые раньше ориентировались на приобретение техники, теперь с гораздо большим вниманием отнесутся к институту аренды. Будем надеяться, что для качественной техники путь на отечественный рынок это постановление не закроет.
— Спасибо за четкие разъяснения, Валерий Александрович!
Беседу вел Алексей АНДРЕЕВ
Фото vseagp.ru, euronato.com,